СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
6
1.3.
Содержание общеразвивающей программы.
7
Годовой календарный учебный график
7
Учебный план
8
Содержание учебного плана
8
Раздел 1 средняя группа
8
Раздел 2 старшая группа
11
Раздел 3 подготовительная группа
13
1.4.
Планируемые результаты
15
2.
Организационно-педагогические условия
16
2.1.
Условия реализации программы:
16
Материально-техническое обеспечение
16
Кадровое обеспечение
16
Методические материалы
16
2.2.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
18
3.
Список литературы
20
2
1. Основные характеристики.
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) общеразвивающей программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«АБВГДейка» (далее – Программа) относится к познавательно-речевой
направленности, так как ориентирована на подготовку дошкольника к
обучению грамоте.
Актуальность общеразвивающей программы
Актуальность Программы заключается в возможности научить детей читать
на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Актуальность Программы также обусловлена соответствием нормативным
правовым актам и государственным программным документам; региональным
социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам;
потребностям и проблемам детей и их родителей или законных
представителей.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации» (далее- ФЗ № 273).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г, № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее — Порядок организации
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам) с изменениями от 30.09.2020г. (Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от № 533).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН).
Письмо Минобрнауки России 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
Государственная программа Свердловской области «Развитие физической
культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года» (утверждена
3
постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1332ПП).
Положение
об
организации
предоставления
дополнительного
образования в муниципальных образовательных организациях Тавдинского
городского округа, в отношении которых функции и полномочия учредителя
осуществляет Муниципальный орган управления образованием – Управление
образованием Тавдинского городского округа (утверждено приказом МОУО –
УО ТГО № 291 от 17.09.2019г.).
Устав МКДОУ д/с № 13 г. Тавды.
Положение об организации дополнительного образования в МКДОУ д/с
№ 13 г. Тавды (утверждено приказом № 11 МКДОУ д/с № 13 от 20.01.2022г.)
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных
моментов образования, так как является частью процесса речевого развития.
Параллельно с обучением первоначальному навыку чтения создаются все
условия для формирования у детей грамотного письма в дальнейшем, т.к.
программа предлагает упражнения на развитие внимания, памяти, логического
мышления, фонематического восприятия.
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «АБВГДейка» ориентирована на учёт интересов, потребностей,
способностей, инициатив воспитанников, определяется запросом со стороны
обучающихся МКДОУ д/с № 13 и их родителей, материально - технические
условия для реализации данной Программы имеются на базе образовательного
учреждения.
Новизна заключается в том, что Программа направлена не только на
конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных
качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение
к окружающим. Программа основана на методике известного московского
логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой,
педагога-новатора Николая Александровича Зайцева и Глена Домана врачафизиотерапевта, автора обучающих методик.
Отличительной
особенностью
дополнительной
образовательной
программы «АБВГДейка» является комплексное взаимодействие блоков
программы, где присутствует единый игровой сюжет.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение
грамоте» (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).
Она рассчитана на 3 года обучения. Обучение строится на основе пособия
Спецкурс: «Обучение дошкольников грамоте».
4
Адресат общеразвивающей программы: дети в возрасте 4 -7 лет
Краткая характеристика адресата программы.
Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу
подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс
адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе. Основанием для создания
программы «Обучение детей чтению» стало проведение мониторинга среди
родителей, обучающихся ДОУ 4 лет. В его ходе было выявлено, что спрос на
дополнительные образовательные услуги по обучению чтению составил 91%.
Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения
грамоте детей 4-7 лет в дошкольном учреждении является актуальным.
Предлагаемая методика обучения чтению по данной программе представляет
собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро
возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения состояния
подготовки детей дошкольного возраста к школе.
В работе с обучающимися на данном этапе необходимо помнить, что
перед нами дети дошкольного возраста, для которых игра является ведущим и
основным видом деятельности. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку
достичь высоких результатов деятельности
и
получить
чувство
удовлетворения от достигнутого. Похвала, подбадривание, положительные
эмоции, различные виды поощрений радуют детей, повышают уровень
самооценки и помогают им получить удовольствие от занятий. Сочетание
игровых и обучающих видов деятельности делают занятия привлекательными
для ребенка. При построении занятия целесообразно подбирать упражнения,
выполнение которых приносит успех без каких-либо особых усилий со
стороны ребенка.
Занимается подгруппа обучающихся – 1 год - средней, 2 год - старшей, 3
год - подготовительной группы. Число детей, одновременно находящихся в
подгруппе 18 человек с разным уровнем стартовой готовности.
Педагогический совет ДОУ может принять решение о сокращении сроков
реализации Программы на основе результатов диагностики детей и уровня их
подготовленности к обучению.
Режим занятий: 1 раз в неделю - 1 занятие.
Объем общеразвивающей программы для средней группы:
- общее количество учебных часов, необходимых для освоения
программы: 12 часов;
- продолжительность части образовательной программы (года обучения)
по учебному плану в часах: 12 часов.
Объем общеразвивающей программы для старшей группы:
- общее количество учебных часов, необходимых для освоения
программы: 15 часов;
5
- продолжительность части образовательной программы (года обучения)
по учебному плану в часах: 15 часов.
Объем общеразвивающей программы для подготовительной к школе
группы:
- общее количество учебных часов, необходимых для освоения
программы: 18 часов;
- продолжительность части образовательной программы (года обучения)
по учебному плану в часах: 18 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы: 3 года.
Уровень программы - «стартовый», обучение направлено на мотивацию
интереса к данной деятельности
Перечень форм обучения:
- фронтальная (одновременная работа со всеми обучающимися);
- групповая (организация работы в группах);
- индивидуальная (индивидуальное выполнение упражнений, заданий).
Перечень видов занятий:
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической
частей, где теория и практика совмещены в процессе практических занятий.
Большая часть занятия отводится практической части. Теоретическая часть
занятий должна быть максимально компактной и включать в себя
необходимую информацию о теме и предмете занятия.
Виды занятий:
-учебно-тренировочное занятие - практическое занятие, направленное на
получение и закрепление знаний и овладение определенными методами
самостоятельной работы, формирует практические умения;
- открытое занятие - итоговое занятие с показом достигнутых результатов
в учебно-тренировочной работе.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы:
-Результаты педагогического наблюдения в процессе творческой
деятельности с использованием контрольно - измерительных материалов;
-Открытое занятие для родителей (возможна форма онлайн с
применением дистанционных образовательных технологий).
1.2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: адаптация к коллективной образовательной
деятельности детей 4-7 летнего дошкольного возраста через формирование их
познавательной активности на основе игровых методик, формирование основ
готовности к школьному обучению.
Задачи Программы:
6
Обучающие:
- учить чтению поэтапно;
- учить детей составлять предложения с заданным количеством слов,
пользуясь моделями;
- учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ
слова);
- обучить поэтапно аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний
Развивающие:
- развивать интерес к занятиям по обучению грамоте;
- развивать коммуникативную, регулятивную функции речи;
- развить мыслительные процессы (элементы анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации), способность слышать и воспроизводить звуковой
образ слова, правильно передавать его звучание
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи;
- воспитать культуру общения, которая способствует умению излагать свои
мысли, чувства, переживания
Задачи 1-го года обучения: научить различать смысловую и формальную
стороны слова, правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук»,
вслушиваться в звучание слова.
Задачи 2-го года обучения: формирование у детей общей ориентировки в
звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу.
Задачи 3-го года обучения: дети учатся анализу и синтезу предложений
разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита,
усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и
предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии,
овладевают слоговым и слитным способами чтения.
1.3. Содержание Программы
Годовой календарный учебный график
средняя группа
Продолжительность учебного года
Продолжительность образовательного процесса
Режим работы
Продолжительность образовательной деятельности
согласно возрасту
Итого
с 01.09.2022г. по 31.05.2023г.
36 недель
1 день
в неделю
20 мин.
720 мин. (12 час.)
старшая группа
Продолжительность учебного года
с 01.09.2023г. по 31.05.2024г.
7
Продолжительность образовательного процесса
Режим работы
Продолжительность образовательной деятельности
согласно возрасту
Итого
37 недель
1 день
25 мин.
в неделю
925 мин. (15,4 час.)
подготовительная к школе группа
Продолжительность учебного года
Продолжительность образовательного процесса
Режим работы
Продолжительность образовательной деятельности
согласно возрасту
Итого
с 01.09.2024г. по 31.05.2025г.
37 недель
1 день
в неделю
30 мин.
1110 мин. (18,5 час.)
Итого по Программе – 2755 мин. (45,9 час)
Учебный (тематический) план
Раздел 1 Звуковой анализ слова
Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение
каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с
твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными
гласными звуками. Вычленение ударного слога.
Раздел 2 Членение предложения на слова
Знакомство с предложениями.
Раздел 3 Знакомство с буквами
Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе
работы по звуковому анализу слов).
Раздел 4 Обучение чтению
Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и
формирование слитного чтения.
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1 Средняя группа
сентябрь
1.1 Дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином
«слово» - наша речь состоит из слов, слов много;
учить интонационному выделению в словах звука «ш»; учить называть слова
со звуком «ш».
1.2 Учить детей интонационно выделять в словах звук «ж» - песенку жука.
Познакомить с термином «звук». Воспитывать речевое внимание,
фонематический слух.
1.3 Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «с» и «сь».
Воспитывать речевое внимание детей, фонематический слух
8
1.4 Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.
Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. Учить называть слова с
заданным звуком.
октябрь
1.5 Учить детей составлять предложения по «живой модели». Закреплять
умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Дать знание о
многозначности слов. Учить называть слова с заданным звуком.
1.6 Дать детям знание о первом звуке и слове. Учить составлять предложения
по «живой модели». Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
1.7 Учить детей сравнивать слова по протяженности. Воспитывать речевое
внимание и фонематический слух. Учить определять первый звук в словах.
Учить называть слова с заданным звуком.
1.8 Учить детей определять 1-й звук в слове. Закреплять умение различать
твердые и мягкие звуки. Учить составлять предложения о действиях детей.
Учить называть слова с заданным звуком.
ноябрь
1.9 Продолжать учить детей определять 1-й звук в слове. Закреплять умение
различать твердые и мягкие звуки; составлять предложения о действиях детей;
называть слова с заданным звуком.
1.10 Закреплять умение определять и называть 1-й звук в слове. Развивать
речевое внимание и фонематический слух. Дать детям знание, что слова
звучат по-разному. Учить называть слова с заданным звуком.
1.11 Учить различать на слух твердые и мягкие звуки. Воспитывать речевое
внимание и фонематический слух. Учить называть слова с заданным звуком.
1.12 Продолжать учить различать на слух твердые и мягкие звуки.
Воспитывать речевое внимание и фонематический слух. Учить называть слова
с заданным звуком.
декабрь
1.13 Составление рассказа «Моя комната». Учить детей при составлении
рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать
творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им
нравится в своей комнате
1.14 Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяжностью слов (длинные,
короткие) Учить отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое
мышление. Формировать интерес к речевой деятельности, инициативу в
решении познавательных задач. Формировать навык самоконтроля и
самооценки.
1.15 Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо.
Продолжать знакомить со звучащим словом. Упражнять в различении близких
по звучанию слов. Учить сравнивать слова по звучанию.
1.16 Знакомство с многообразием слов, игра "Подскажи словечко",
нахождение несоответствий в рисунках. Знакомить с протяжностью слов.
Учить внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто
9
близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Учить находить
несоответствие в рисунке.
январь
1.17 Звук "Ш" (песенка "ветра"), заучивание потешки. Учить интонационно
выделять твердый согласный звук "Ш" в словах. Учить четко и ясно
произносить звуки. Учить выразительно читать потешку, пользуясь
естественными логическими паузами. Формировать интерес к речевой
деятельности
1.18 Звук "Ж" (песенка жука), заучивание стихотворения И. Солдатенко Учить
интонационно выделять звук "ж" в словах. Закреплять умение делить слова на
слоги, пользоваться моделью слов. Развивать внимание, наглядно-образное.
Формировать интерес к речевой деятельности. Формировать навык
самоконтроля и самооценки.
1.19 Звуки "Ш-Ж", повторение стихотворений. Способствовать развитию
фонематического слуха, различать согласные звуки "Ш-Ж" в словах.
февраль
1.20 Составление рассказа о зиме. Упражнять детей в составлении рассказов
из личного опыта. Развивать воображение, мышление, связную речь.
1.21 Драматизация сказки «Колобок». Продолжать учить детей распределять
роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать
разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и
уважение к художественному творчеству.
1.22 Заучивание чистоговорки. Совершенствовать отчетливое произношение
слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
март
1.23 Звук "Ц" Учить различать и произносить твердый согласный звук "Ц" в
словах и фразовой речи. Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на
вопросы по тексту, развивать связную речь, формировать интерес к речевой
деятельности. Чтение рассказа А. Максакова " Цыпленок Цып"
Игра " Закончи предложение"
Физкультминутка "Игровое упражнение "Цапля"
1.24 Заучивание чистоговорки звук «Ц». Совершенствовать отчетливое
произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
1.25 Звуки «Л-ЛЬ», рисование неваляшки, заучивание чистоговорки:
В уголок Аленка села, у Аленки много дела.
1.26 Звуки "М, МЬ", рисование мишки, заучивание стихотворения
Т. Шорыгиной. Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками "ММЬ". Учить интонационному выделению твердых и мягких звуков в словах.
Продолжать учить называть первый звук в слове. Учить отгадывать загадки,
развивать графические навыки.
апрель
1.27 Чтение сказки С. Маршака «Красная шапочка». Продолжать учить детей
внимательно слушать сказку, пересказывать ее содержание, различать
10
положительных и отрицательных героев. Развивать умение понимать
содержание сказки, сопереживать героям сказки. Продолжать работу по
формированию интереса книге.
1.28 Вечер загадок. Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию,
логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение
детям.
1.29 Звуки "г-к", закрашивание предметов, заучивание стихотворения
Т. Шорыгиной. Способствовать развитию фонематического слуха, различать
согласные звуки "Г - К". Продолжать учить называть первый звук в словах.
Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь.
1.30
Словесная игра «Бывает - не бывает». Формирование умения:
воспринимать на слух простые предложения и представлять ситуации, о
которых в них говорится; объяснять значение слов и словосочетаний.
Небылицы от Незнайки.
май
1.31 День Победы Закрепление знаний о патриотических праздниках и почему
отмечают День Победы. Расширение знаний о ВОВ. Развитие мелкой
моторики. Вступительная беседа о том, какие праздники знают. Как во всех
городах готовятся к Дню Победы? Чтение и заучивание стихотворения Т.
Белозерова «Праздник Победы»
1.32 «Невероятные истории» Предложить детям сочинить какую-нибудь
интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление,
фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями.
Учить давать характеристику интересным историям.
1.33 Мониторинг
Раздел 2 Старшая группа
сентябрь
2.1 Мониторинг. Изучение развития фонематического слуха и речевого
внимания
2.2 Звук и слово
Закреплять представление детей о слове;
закреплять умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух
твердые и мягкие согласные звуки
2.3 Звук и слово
Продолжать закреплять представление детей о слове;
продолжать закреплять умение интонационно выделять звук в слове,
различать на слух твердые и мягкие согласные звуки
2.4 Звук, слово, слог
Учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с
термином «слог»; учить называть слова с заданным слогом; закреплять
умение интонационно выделять звук в слове
октябрь
2.5 Предложение, слово, звук
11
Учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово;
учить называть слова с заданным звуком
2.6 Схема звукового состава слова
Продолжать знакомить детей со схемой звукового состава слова, сделать
звуковой анализ слова ау, мак, дом
2.7 Схема звукового состава слова
Продолжать знакомить детей со схемой звукового состава слова, сделать
звуковой анализ слова ау, мак, дом
2.8 Схема звукового состава слова
Продолжать знакомить детей со схемой звукового состава слова, сделать
звуковой анализ слова ау, мак, дом
ноябрь
2.7 Схема звукового состава слова
Познакомить детей со схемой звукового состава слова, находить одинаковые
звуки в словах; познакомить со словоразличительной ролью звука
2.8 Продолжать знакомить детей со схемой звукового состава слова, находить
одинаковые звуки в словах; познакомить со словоразличительной ролью звука
2.9 Продолжать знакомить детей со схемой звукового состава слова, находить
одинаковые звуки в словах; познакомить со словоразличительной ролью звука
2.10 Продолжать знакомить детей со схемой звукового состава слова,
находить одинаковые звуки в словах; познакомить со словоразличительной
ролью звука
декабрь
3.1 Гласные звуки
Дать понятие о гласных звуках;
продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком
3.2 Гласные звуки
Дать понятие о гласных звуках;
продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком
3.3 Гласные и согласные звуки
Продолжать обучение звуковому анализу слова;
познакомить с тем, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные твердые и мягкие
3.4 Гласные и согласные звуки
Продолжать обучение звуковому анализу слова;
познакомить с тем, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные твердые и мягкие
январь
3.5 – 3.8 Твердые и мягкие согласные
Закреплять умение проводить звуковой анализ слов;
познакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких согласных
звуков
февраль
3.9 – 3.12 Твердые и мягкие согласные
Продолжать закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать
12
гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки
март
3.13 – 3.16 Словесное ударение
Закреплять умение детей делить слова на слоги;
учить вычленять в слове ударный слог;
закреплять умение проводить звуковой анализ слов
апрель
3.17 – 3.20 Ударный гласный звук
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные,
твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение,
определять его место в слове; учить называть слова с заданным ударным
гласным звуком
май
3.21- 3.23 Ударные и безударные звуки
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные,
безударные, твердые и мягкие согласные звуки; закреплять знание о
различительной роли звука
3.24 Мониторинг
Раздел 3 Подготовительная группа
сентябрь
4.1 Мониторинг
Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания
Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа
мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.
Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.
Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова,
называть их по порядку: первое, второе и т.д., переставлять, добавлять или
заменять слова в предложении
4.2 – 4.3 Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков
учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные,
твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;
закреплять умение определять место ударения в словах;
учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово
4.4 Буква а, А
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
познакомить с гласными буквами а, А;
учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов
октябрь
4.5 Буква я, Я
Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания Я после мягких
согласных звуков
4.6 Буква о, О
Познакомить с гласными буквами о, 0.
4.7 Буква ё, Ё
Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать звук «о».
4.8 Буква у, У
Познакомить с гласными буквами у, У
13
ноябрь
4.9 Буква ю, Ю
Познакомить с гласными буквами ю, Ю и правилами ее написания после
мягких согласных звуков
4.10 Буква ы
Познакомить с гласными буквами ы
4.11 Буква и, И
Познакомить с гласными буквами и, И; учить детей словоизменению
4.12 Буква э, Э
Познакомить с гласными буквами э, Э; учить детей словоизменению
декабрь
4.13 Буква е, Е
Познакомить с гласными буквами е, Е; учить детей словоизменению
4.14 Буква м, М
Познакомить с буквой м, М, что она обозначает звуки «м» и «мь»
учить детей читать слоги и слова с буквой м
4.15 Буква н, Н
Познакомить с буквой н, Н, что она обозначает звуки «н» и «нь»
учить детей читать слоги и слова с буквой н
4.16 Буква р, Р
Познакомить с буквой р, Р, что она обозначает звуки «р» и «рь»
учить детей читать слоги и слова с буквой р
январь
4.17 Буква л, Л
Познакомить с буквой л, Л, что она обозначает звуки «л» и «ль»
учить детей читать слоги и слова с буквой л
4.18 Буква г, Г
Познакомить с буквой г, Г, что она обозначает звуки «г» и «гь»
учить детей читать слоги и слова с буквой г
4.19 Буква к, К
Познакомить с буквой к, К, что она обозначает звуки «к» и «кь»
учить детей читать слоги и слова с буквой к
4.20 Буква с, С
Познакомить с буквой с, С, что она обозначает звуки «с» и «сь»
учить детей читать слоги и слова с буквой с
февраль
4.21 Буква з, 3
Познакомить с буквой з, 3, что она обозначает звуки «з» и «зь»
учить детей читать слоги и слова с буквой з.
4.22 Буква ш, Ш
Познакомить с буквой ш, с правилами написания сочетания ши
учить детей пересказывать прочитанный рассказ
4.23 Буква ж, Ж
Познакомить с буквой ж, с правилами написания сочетания жи
учить детей пересказывать прочитанный рассказ
4.24 Буква д, Д
- Познакомить с буквой д, Д, что она обозначает звуки «д» и «дь»
учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ
март
4.25 Буква т, Т
Познакомить с буквой т, Т, что она обозначает звуки «т» и «ть»
14
совершенствовать навык чтения
4.26 Буква ь
Познакомить с буквой ь; совершенствовать навык чтения
4.27 Буква ъ
Познакомить с буквой ъ; совершенствовать навык чтения
4.28 Буква п, П
Познакомить с буквой п, П, что она обозначает звуки «п» и «пь»
совершенствовать навык чтения
апрель
4.29 Буква б, Б
Познакомить с буквой б, Б, что она обозначает звуки «б» и «бь»
совершенствовать навык чтения.
4.30 Буква в, В
Познакомить с буквой в, В, что она обозначает звуки «в» и «вь»
совершенствовать навык чтения
4.31 Буква ф, Ф
Познакомить с буквой ф, Ф, что она обозначает звуки «ф» и «фь»
совершенствовать навык чтения
4.32 Буква й
Познакомить с буквой й, повторить правило, что звук «й» - самый короткий
звук в нашей речи и всегда мягкий согласный; совершенствовать навык
чтения; учить детей словообразованию
май
4.33 Буква ч, Ч
Познакомить с буквой ч, Ч, что звук «ч» всегда мягкий согласный;
учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну
замену для получения нового слова
4.34 Буква щ, Щ
Познакомить с буквой щ, Щ, что звук «щ» всегда мягкий согласный,
написание сочетаний ща, щу; совершенствовать навык чтения
4.35 Буква ц, Ц
Познакомить с буквой ц, Ц, что звук «ц» всегда твердый согласный;
совершенствовать навык чтения
4.36 Закрепление. Совершенствовать навык чтения
1.4. Планируемые результаты
Для проверки результативности проводится диагностика два раза в год
(начальная и итоговая). Используются следующие методы: беседа, игра,
игровые ситуации.
К концу обучения дети будут знать и уметь:
Чтение:
– делить слова на слоги;
– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
– членить простые предложения на слова;
– определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку;
– самостоятельно составлять предложение;
– давать характеристику звуку;
15
– использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим
значением;
– точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
– находить слова с определенным звуком
– составлять слова из слогов;
– делать звуко-буквенный анализ слов;
– знать и называть все буквы алфавита;
– устанавливать порядок звуков в слове;
– уметь пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение
гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
– овладевают сознательным, плавным чтением.
Письмо (печатание):
- печатать все буквы русского алфавита, слова, предложения;
- уметь ориентироваться на листе бумаги
2. Организационно - педагогические условия
2.1. Условия реализации Программы:
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в групповой комнате (просторное и освещенное
помещение), где находится (на группу из 18 человек) следующее:
инструменты и оборудование: - иллюстрации букв, слоговые таблицы,
настенная азбука, кубики с буквами, дидактические пособия, счётные палочки,
магнитная азбука, подбор картинок на все звуки родного языка (животные,
игрушки, растения и т.д.), наборы игрушек диких, домашних животных, птиц,
фруктов, овощей и т. п., дидактические игры с буквами, со словами, ребусы
для детей, буквы из разрезной азбуки, демонстрационная магнитная доска
техника: телевизор, музыкальная колонка, USB-носитель
Кадровое обеспечение
Программу реализует воспитатель, имеющий среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю образовательной
программы, без предъявления требований к стажу работы.
Методические материалы
Дидактические материалы: записи музыкальных произведений для разминки;
развивающий материал USB-носителях.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание
ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении
изучаемого материала. Тематика занятий строится с учетом интересов
16
учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми
содержания программы учитывается темп развития специальных умений и
навыков самостоятельности, умение работать в коллективе.
При обучении используются основные методы организации и
осуществления учебно - познавательной работы, такие как: словесный,
наглядный, игровой, самостоятельная работа, творческая работа. Основные
методы выполнения упражнения: повторный, игровой. В большей степени
используются методы обеспечения наглядности (показ, демонстрация
наглядного пособия), методы: игровой.
Принципы, лежащие в основе Программы:
- доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
способностям);
- наглядность (иллюстративность, показ педагогом);
демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и
обучающегося в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научность (обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы);
- «от простого к сложному»
В процессе обучения используются следующие педагогические
технологии:
- Здоровьесберегающая технология реализуется через систему
мероприятий по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывает условия
образовательной среды и деятельности. В программе это выражается через
непосредственное обучение учащихся приёмам здорового образа жизни,
формирование навыков и привычек здорового образа жизни, расширение
представления о пользе занятий физическими упражнениями, рациональной
нагрузкой, активной двигательной деятельностью.
- Групповая технология, как коллективная деятельность предполагает:
взаимообогащение учащихся в группе; организацию совместных действий,
активизирующих познавательные процессы; налаживание коммуникативных
каналов; обратную связь (рефлексию), которая помогает выявить отношение
участника к собственному действию и обеспечивает его коррекцию. Начинать
работу в парах, в мини-группах следует с установления доверия внутри общей
группы, взаимного интереса, расположенности друг к другу. Группа получает
определённое задание для решения конкретных задач. Учащиеся учатся
понимать и принимать общую цель, слышать друг друга, ощущать, что общий
результат зависит от усилий каждого. Для этого необходимо - формулировать
своё мнение - выяснить мнение партнёра - принять существование разных
точек зрения - настаивать на своём при помощи аргументов, - согласовывать
мнения, исходя из интересов дела, а не личной приязни. После выполнения
группового задания обязательно обсудить, что мешало, как учащиеся
помогали друг другу, что необходимо сделать для улучшения качества.
17
- Личностно-ориентированная технология. Содержание, методы и
приёмы технологии направлены на то, чтобы раскрыть и использовать опыт
каждого ученика, помочь становлению личности путём организации
познавательной деятельности. Принципиальным является добровольность
каждого учащегося в выборе программы и темпа её освоения. В программе
используются следующие характерные особенности технологии:
1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере
выявления логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, неигнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
- Игровые технологии используются как средство активизации
деятельности обучающихся. Благодаря интересу всех детей к играм вообще,
они легче втягиваются в обучение, вкладывая больше сил, а соответственно,
получая и больше физической пользы. Они учатся плодотворно
взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от коллективного
творчества, укрепляются межличностные связи, совершенствуется их
способность к коммуникации.
- ИКТ - технологии (информационно-коммуникационные технологии)
используются как источник информации, для подготовки наглядного и
дидактического материалов занятий и мероприятий, для мобильной
коммуникации с учащимися и их родителями.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
образовательных технологий.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо
проводить мониторинг с учетом индивидуально-типологических особенностей
детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических
процессов,
физических
и
интеллектуальных
способностей,
найти
индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону
ближайшего развития.
Мониторинг проводится 2 раза в год – в начале и в конце года.
Вводный контроль - проводится в форме беседы и педагогического
наблюдения на первом занятии и предназначен для проверки уровня базовых
знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту учащегося, его личных
данных и коммуникабельности.
Текущий контроль - проводится в ходе каждого занятия с целью
определения усвоения знаний и умений по теме (педагогическое наблюдение в
процессе деятельности).
Итоговый контроль - проводится с целью определения уровня развития
18
личных способностей обучающихся.
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Контрольно - измерительные материалы:
Уровень 1 Звуковой анализ слова
Педагогическое наблюдение в процессе деятельности
Группа ____________________________________________________
Фамилия, имя________________________________________________________
Показатели развития ребенка
«высокий» - выполняет задание правильно, умение
сформировано;
«средний» - выполняет задание с небольшими ошибками,
умение в стадии формирования;
«низкий» - выполняет задание неправильно, умение не
сформировано;
«0»- отказывается выполнять задание
Умение определять место звука в слове
Знает гласные и согласные звуки
Определяет твёрдые и мягкие согласные звуки
Вычленяет ударный слог
н
к
Уровень 2 Членение предложения на слова
Педагогическое наблюдение в процессе деятельности
Группа ____________________________________________________
Фамилия, имя________________________________________________________
Показатели развития ребенка
«высокий» - выполняет задание правильно, умение
сформировано;
«средний» - выполняет задание с небольшими ошибками,
умение в стадии формирования;
«низкий» - выполняет задание неправильно, умение не
сформировано;
«0»- отказывается выполнять задание
Умение определять место звука в слове
Знает гласные и согласные звуки
Определяет твёрдые и мягкие согласные звуки
Вычленяет ударный слог
Печатает все буквы русского алфавита
Умеет ориентироваться на листе бумаги
н
к
Уровень 3 Знакомство с буквами. Обучение чтению.
19
Педагогическое наблюдение в процессе деятельности
Группа ____________________________________________________
Фамилия, имя________________________________________________________
Показатели развития ребенка
«высокий» - выполняет задание правильно, умение
сформировано;
«средний» - выполняет задание с небольшими ошибками,
умение в стадии формирования;
«низкий» - выполняет задание неправильно, умение не
сформировано;
«0»- отказывается выполнять задание
Умение делить слова на слоги
Умение находить картинку с заданным звуком
Умение называть первый звук в слове (согласный)
Умение писать буквы (графическое печатное изображение)
Умение составлять предложение по картинке
Умение определять место звука в слове
Умеет сознательно читать
3. Список литературы
н
к
1. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. «Обучение
дошкольников грамоте». Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. М.: «Школьная Пресса», 2004 г.
2. Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н. Невская «Обучение
дошкольников грамоте» Спецкурс., 1994г.
3.Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Поиграем в слова. - М.: «Школьная Пресса», 2006
4.Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи
дошкольников. Пособие для логопеда / Н. Г Андреева. – М.: «Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС», 2006. – 94 с.
5. Играйка-грамотейка. Разрезной алфавит, предметные картинки, игры для
обучения дошкольников грамоте: Учебно-методическое пособие / Н.В Нищева. –
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
6. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи ребенка / Т.
А. Ткаченко. – М. : Эксмо, 2006. – 175 с.
7. Специальные символы в подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте.
Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А.
Ткаченко. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 126 с.
8. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: Гном и
Д., 2011г.
9. Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. –
М.: Творческий центр «Сфера», 2010г.
20