Российская Федерация
Свердловская область
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №13
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно – эстетическому направлению
623950 г. Тавда, ул. 4я Пятилетка, 47а, тел.: 3-07-51
e-mail: mkdouds13@mail.ru, сайт: http: mkdouds13.edusite.ru
ОГРН 1026601903734, ИНН 6634007279, КПП 667601001, л/сч 03906300250 в ФУ
ДОПУЩЕНА к реализации решением
Педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2024г.
УТВЕРЖДЕНА
Приказом заведующего МКДОУ д/с № 13
№ 98 от 30.08.2024г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по безопасности дорожного движения
«Веселый светофор»
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации: 3 года
Автор – составитель:
Айгужинова Юлия Олеговна,
воспитатель
г. Тавда, 2024г.
Содержание
I.
Основной раздел
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
II.
Пояснительная записка.
Цели и задачи реализации программы.
Принципы формирования программы.
Характеристика образовательного процесса.
Планируемые результаты освоения программы.
Содержательный раздел.
2.1. Содержание работы по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма.
2.2. Формы и методы организации образовательной деятельности.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников.
2.4. Взаимодействие с социальными партнерами.
III.
Организационный раздел.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
IV.
Требования к развивающей предметно – пространственной
среде.
Материально-техническое оснащение программы.
Методическое обеспечение программы.
Система оценки результатов освоения программы.
Список литературы
1.1.
I.
Основные характеристики
Пояснительная записка.
Актуальность
программы:
детский
дорожно-транспортный
травматизм является одной из самых болезненных проблем современного
общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожнотранспортных происшествий с участием детей и подростков.
Статистика Государственной инспекции безопасности дорожного
движения свидетельствует, что наиболее обширную группу риска участников
дорожного движения составляют дети. Дети – самая уязвимая категория
участников дорожного движения. К ним нельзя подходить с той же меркой,
как и к взрослым. Дети, не осознают связи между своим поведение, своими
поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП.
Между тем связь самая прямая. Причиной ДТП становится именно
недопустимое поведение: беспечность, недисциплинированность, нежелание
соблюдать правила безопасности и пренебрежительное к ним отношение,
подражание (осознанное и неосознанное) другим лицам, нарушающим
Правила дорожного движения. Проблема обучения дошкольников
безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её
решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных
навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие –
снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного
движения с самого раннего возраста.
Дополнительная общеразвивающая программа по безопасности
дорожного движения «Веселый светофор» предназначена для воспитанников
МКДОУ д/с № 13 от 4 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.
Срок реализации программы – 3 года.
Программа реализуется на государственном языке Российской
Федерации - русском.
При создании программы использовались нормативно-правовые
документы по правилам дорожного движения:
• Федеральная целевая программа «Повышение безопасности
дорожного движения в 2013 - 2020 годах" утв. постановлением
Правительства РФ от 27.10.2012 № 1995
• Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности
дорожного движения».
Новизна программы: в представленной системе образовательной
деятельности с детьми дошкольного возраста по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма. Данная система предполагает
целенаправленное обучения воспитанников практическим навыкам и
представлениям, ценностным ориентирам, необходимым при формировании
основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, воспитание
осознанного безопасного поведения в окружающем мире, привитие
здоровьесберегающих навыков, творческой активности
ребенка,
использование разнообразных форм, методов и приемов в образовательном
процессе.
Практическая значимость: использование в программе различных
видов игр помогает детям погрузиться в атмосферу определенных тем
занятий. Ролевые игры учат взаимодействовать с действующими лицами и
воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми, развивают навыки
коммуникации. Дидактические игры закрепляют умения подбирать предметы
по цвету и величине, сравнивать их, объединять по общим признакам;
развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную
задачу. Ситуативные игры на учебном перекрёстке формируют у детей навыки
ориентировки в пространстве, учат определять расстояние до предметов,
закрепляют теоретические знания Правил дорожного движения. Играя в
ситуативные игры, дети различают транспортный и пешеходный светофоры, их
назначение и особенности регулирования; отрабатывают реакцию на
изменение средств регулирования, а именно с сигналов светофоров на сигналы
регулировщика; закрепляют значение дорожной разметки и дорожных знаков.
1.2.
Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: формирование у ребёнка навыков правильного
поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, улице, в
транспорте и расширение представлений о проблемах безопасности
дорожного движения в целом.
Основная идея: сформировать у детей дошкольного возраста основы
безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи программы:
Образовательные: познакомить детей с правилами дорожного движения,
строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и
пешеходов, с работой Государственной инспекции безопасности дорожного
движения. Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности
его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие: развивать осторожность, внимательность, самостоятельность,
ответственность и осмотрительность на дороге; стимулировать познавательную
активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Речевые: способствовать развитию речи детей, пополнению активного и
пассивного словаря детей в процессе работы над проектом. Развивать связную
речь.
Воспитательные: воспитывать навыки личной безопасности и чувство
самосохранения.
1.3.
Принципы формирования программы.
Организация работы по безопасности дорожного движения может быть
эффективной лишь при соблюдении следующих принципов:
• принцип последовательности и постепенности. Знания по дорожной
тематике следует давать постепенно, определенными дозами, без
перегрузки, с нарастающим объемом информации;
• принцип преемственности. Каждая новая ступень обучения должна
опираться на уже усвоенные знания;
• принцип развивающего обучения. Задачей является достижение
понимания, осмысления и осознания детей смысла конкретных
безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения
определяется способностью дошкольника самостоятельно объяснить,
почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат –
осознанно вести себя в реальных дорожных условиях;
• принцип доступности. Материал должен быть изложен в доступной
форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с
детализацией общепринятых определений по ПДД;
• принцип наглядности. При обучении дорожной безопасности
необходимы наглядные средства: плакаты, макеты дорожных знаков,
специальное оборудование для проведения игровых занятий,
видеофильмы и т.д.;
• принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения
необходимо воспитывать у детей культуру поведения на дорогах, в
общественных местах и транспорте;
• принцип непрерывности образования предполагает подготовку детей к
продолжению образования после окончания этого дошкольного
учреждения;
• принцип
сотрудничества
предусматривает
согласованное
взаимодействие детей, родителей, педагогов, сотрудников ГИБДД.
1.4.
Характеристика образовательного процесса.
Программа предполагает систематическую разноплановую работу,
использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а
также активные формы организации обучения и просвещения родителей по
данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с
ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность
дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых
навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы вызовет
практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов
ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила
дорожного движения.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения,
максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск
позволяют ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их
оценивать, создавать модель поведения на дороге, привлечь родителей к
осуществлению
взаимодействия
с
дошкольным
образовательным
учреждением.
Работа в ходе реализации программы может быть специально
организована, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Образовательная деятельность проводится 2 раз в месяц.
Продолжительность образовательной деятельности для детей:
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут,
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут,
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.
Беседы, ситуации к общению, сюжетно-ролевые игры, дидактические
игры проводятся в ходе режимных моментов в совместной деятельности
ребенка и взрослого, а также самостоятельной деятельности воспитанников.
1.5.
Планируемые результаты освоения программы.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров, которые базируются на ФОП ДО и задачах данной Программы. К
целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с данной
Программой по безопасности дорожного движения для детей от 4 до 7 лет
относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных
достижений ребенка.
- После 1-ого года обучения воспитанники 4-5 лет должны:
- знать виды транспорта: легковой, грузовой, пассажирский;
знать значение сигналов пешеходного светофора,
транспортногосветофора;
знать элементарные правила поведения на проезжей
части, натротуаре, в транспорте;
иметь представления о том, что тротуар для людей,
проезжая частьдля транспорта;
- знать и различать дорожные знаки «Место остановки автобуса»,
«Место остановки трамвая», «Пешеходный переход».
После 2-ого года обучения воспитанники 5-6 лет должны:
- уметь ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к
детскому саду местности;
иметь представление о понятиях: пешеход, пассажир, улица,
дорога,транспортный светофор, пешеходный светофор, дорожные знаки;
- знать правила перехода проезжей части;
знать о назначении пешеходного и транспортного светофоров
и всехсигналов, хорошо ориентироваться в пространстве;
знать правила безопасного поведения, которые
необходимособлюдать на улице;
знать виды транспорта: водный, наземный, воздушный,
особенностиих передвижения;
- знать и объяснять назначение таких дорожных знаков, как
«Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход»;
уметь правильно переходить проезжую часть по
регулируемомупешеходному переходу.
После 3-ого года обучения воспитанники 6-7 лет должны:
уметь различать информационно-указательные,
запрещающие ипредписывающие знаки;
-называть и объяснять назначение запрещающих знаков: «Движение
пешеходов запрещено», «Велосипедное движение запрещено»;
- знать особенности работы сотрудников ГИБДД;
- иметь элементарные представления о регулируемом перекрестке;
знать об особенностях труда водителей различного вида
транспорта ио правилах поведения водителей на дороге.
знать правила дорожного движения и уметь применять их на
практике;
- знать в каком городе они живут, и какой у них домашний адрес;
безопасный путь от детского сада домой;
уметь переходить проезжую часть по
регулируемому инерегулируемому пешеходному переходу;
- уметь предвидеть возможную опасность, находить способы избегать
ее;
знать все требования к участникам дорожного движения
(водители, пешеходы, пассажиры);
- знать о знаках «сервиса»: «Телефон», «Автозаправочная станция»,
«Пункт технического обслуживания», «Пункт питания», «Пункт медицинской
помощи»;
- знать о работе регулировщика;
II.
Содержательный раздел.
2.1. Содержание работы по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма.
Дополнительная общеразвивающая программа по безопасности
дорожного движения «Веселый светофор» разработана в соответствии с
требованиями ФОП для воспитанников от 4 до 7 лет и рассчитана на 3 года
обучения:
№
п/п
Год обучения
1
2
3
1-ий год обучения
2–ый год обучения
3-ый год обучения
Возраст
воспитанников
(лет)
4-5
5-6
6-7
Кол-во ОД
в месяц
Всего часов
в год
4
4
4
36
36
36
Годовой календарный учебный график
на 2023-2024 учебный год
Продолжительность учебного года
Продолжительность образовательного процесса
Режим работы
Продолжительность образовательной
деятельности согласно возрасту
Итого
с 01.09.2023г. по 31.05.2024г.
38 недель
1 раз в неделю
20 мин.
760 мин. (12,6 час.)
Годовой календарный учебный график
на 2024-2025 учебный год
Продолжительность учебного года
Продолжительность образовательного процесса
Режим работы
Продолжительность образовательной
деятельности согласно возрасту
Итого
с 02.09.2024г. по 30.05.2025г.
36 недель
1 раз в неделю
25 мин.
900 мин. (15 час.)
Годовой календарный учебный график
на 2025-2026 учебный год
Продолжительность учебного года
Продолжительность образовательного процесса
Режим работы
Продолжительность образовательной
деятельности согласно возрасту
Итого
с 01.09.2025г. по 29.05.2026г.
37 недель
1 раз в неделю
30 мин.
1110 мин. (18,5 час.)
Содержание программы 1-ого года обучения.
Задачи:
1. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с
правилами дорожного движения.
2.
Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение
зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
3.
Формировать первичные представления о безопасном поведении на
дорогах (переходить проезжую часть, держась за руку взрослого) и в
общественном транспорте.
4. Знакомить с работой водителя.
5. Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.
6. В рисунках, аппликациях передавать впечатления, полученные при
наблюдении на прогулках, развлечениях, заучивании стихов, беседе по
дорожным ситуациям, рассматривании иллюстраций, отгадывании загадок,
для закрепления новых понятий, слов, представлений.
Содержание программы 2-ого года обучения.
Задачи:
1. Развивать
умение
ориентироваться
на
участке
детского
сада
и
прилегающей к детскому саду местности.
2. Закрепить знания о разных видах транспорта, с особенностями их
внешнего вида и назначения.
3. Продолжать знакомить с понятиями улица, проезжая часть, тротуар,
остановка общественного транспорта.
4. Дать представление о дорожных знаках: «Подземный пешеходный
переход», «Надземный пешеходный переход».
5. Закрепить понятия «пешеход», «пассажир».
6. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте,
на дороге.
7. Формировать навык перехода проезжей части.
8. В рисунках, аппликациях передавать впечатления, полученные при
наблюдении на прогулках, развлечениях, заучивании стихов, беседе по
дорожным ситуациям, рассматривании иллюстраций, отгадывании загадок,
для закрепления новых понятий, слов, представлений.
Содержание программы 3-ого года обучения.
Задачи:
1. Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все
общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии
транспортных средств.
2. Прививать правила пользования транспортным средством: правила
поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения,
при выходе.
3. Продолжать знакомить с основными терминами и понятиями дорожного
движения: все элементы дороги, обязанности пешеходов и пассажиров,
средства регулирования дорожного движения.
4. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход»,
«Место остановки автобуса», «Движение пешеходов запрещено»,
«Пешеходная дорожка», «Надземный пешеходный переход», «Подземный
пешеходный переход»; «Движение на велосипеде запрещено», «Движение
пешеходов запрещено» «Велосипедная дорожка», «Пешеходная дорожка»,
«Конец велосипедной дорожки», «Пешеходная и велосипедная дорожка с
совмещенным движением», «Конец пешеходной и велосипедной дорожки
с совмещенным движением».
5. Уточнять знания детей о работе инспектора ГИБДД, причинах ДТП.
6. Обучить самостоятельно давать оценку действиям участников дорожного
движения: водителя, пешехода и пассажира.
7. Расширить и закрепить знания о дорожных ситуациях - «ловушках».
8. Разработать схему безопасного маршрута «Мой путь в школу и домой».
9. Формировать самостоятельность и ответственность в действиях,
связанных с переходом проезжей части.
10. Расширить знания о работе регулировщика-инспектора ДПС.
11. Знакомить с правилами дорожного движения, правилами
передвиженияпешеходов и велосипедистов.
12. В рисунках, аппликациях передавать впечатления, полученные при
наблюдении на прогулках, развлечениях, заучивании стихов, беседе по
дорожным ситуациям, рассматривании иллюстраций, отгадывании
загадок,для закрепления новых понятий, слов, представлений.
Календарно-тематический план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
для воспитанников 4-5 лет
Месяц
Январь
Тема образовательной
деятельности
Дорожные знаки.
Ситуация общения /беседа
Рассматривание картины
«Улица города».
Легковой транспорт.
Грузовой транспорт.
Февраль
Март
Игровая ситуация «Разные
автомобили».
Чтение стихотворения М.
Манаковой «Грузовик».
Игровая ситуация «Веселый
Пассажирский транспорт.
автобус»
Правила поведения в
Игровая ситуация «Как вести
себя в автобусе?»
общественном транспорте.
Знакомство с понятием «проезжая Игровая ситуация «Зайка
часть».
переходит через проезжую
часть».
Тротуар.
Апрель
Наш друг светофор.
Пешеходный светофор.
Чтение рассказа «Машины
нанашей улице» М. Ильин,
Е.
Сегал.
Беседа «Работа пешеходного
светофора».
Дидактическая игра
Сюжетно-ролевая
игра/подвижная игра
Д/и «Дорожные знаки»
Д/и «Поставь
автомобиль в гараж».
Д/и «Собери
автомобиль»
Д/и «Пассажиры»
П/и «Цветные
автомобили»
П/и «Птицы и
автомобиль»
П/и «Трамвай»
Д/и «Пассажиры»
С/р/ игра «Автобус»
Д/и «Найди такую же
картинку»/с
изображением
проезжейчасти/
Д/и «Найди такую же
картинку»/с
изображением
тротуара/
Д/и «Чья дорожка».
С/р/ игра «Путешествие
на автомобиле»
Д/и «Построй
светофор»/из лего/
П/и «Цветные
автомобили»
С/р/ игра «Путешествие
на автомобиле»
С/р игра «Авторемонт».
Май
Транспортный светофор.
Чтение сказки «О заветных
огоньках».
Д/и «Светофор»
Игра – соревнование
«Кто быстрее соберёт
светофор?»
Календарно-тематический план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
для воспитанников 5-6 лет
Месяц
Ситуация общения /беседа
Тема образовательной
Дидактическая
Сюжетно-ролевая
деятельности
игра
игра/подвижная игра
Сентябрь
Улица города.
Беседа «Наша улица».
Д/и «Улица города».
П/и «Стоп»
Рисование «Моя улица»
Октябрь
Безопасная улица.
Беседа «Знаете ли вы правила
Д/и «Найди
дорожного движения».
безопасныйпуть».
Просмотр иллюстраций «Знаки»
П/и «Бегущий светофор»
Виды транспортных средств.
Беседа «Автомобили на улицах
города».
Выставка автомашин
П/и «Веселый
трамвайчик».
Специальный автотранспорт.
Знакомство со специальным
автотранспортом.
Д/и «Угадай, на чем
повезешь».
Игра «Закончи
предложение».
Аппликация
Ноябрь
Осторожно – перекресток!
Где можно играть?
Декабрь
Правила поведения при выходе из
общественного транспорта.
Беседа по картине
«Перекресток».
Чтение стихотворения с показом
иллюстраций
Игра-ситуация «В городском
транспорте».
Д/и «Правила
поведения»
П/и «Тише едешь –
дальше будешь»
Д/и «Самокат»
Д/и «Мы пассажиры».
П/и «Чур, я!».
Стань заметней на дороге
Январь
Дорожные знаки (информационные
знаки).
Беседа «Светоотражатель – зачем ты Изготовлени
нам?»
я фликера
Беседа «Значение цветов в
дорожном движении».
Рисование
Д/и «Светофор».
С/р игра «Транспорт».
Д/и «Разрезные
знаки».
С/р игра «Транспорт».
Д/и «Подумай отгадай»
П/и «Умелый пешеход».
Лепка
Февраль
Дорожные знаки (знаки особых
предписаний).
Беседа «Дорожные знаки».
Рассматривание иллюстраций
Март
Апрель
Май
Правила перехода проезжей части.
Мы велосипедисты
Мы примерные участники
дорожного движения
Интерактивная игра «Угадай
знак»
Игровая ситуация
«Пешеходный переход».
Отработка навыков перехода
Игровая ситуация
«Я велосипедист».
Защитные средства
И/и «Я грамотный
велосипедист».
Беседа «Правила дорожного
Д/и «Правила
движения выполняй без
поведения».
возражения».
Закрепление знаний дорожного
движения.
Театрализованное представление
П/и «К своим флажкам».
Календарно-тематический план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
для воспитанников 6-7 лет (пятый год обучения)
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Тема образовательной
деятельности
Январь
Февраль
Дидактическая игра
Сюжетно-ролевая
игра/подвижная игра
Знакомство с микрорайоном.
Составление безопасного
маршрута.
Элементы дороги.
Обсуждение «Безопасный
маршрут «Дом – детский
сад».
Беседа «Переход проезжей
части в зимнее время».
Д/и «Найди безопасный
путь»
П/и «Ловкий пешеход».
Д/и «Верно-неверно»
П/и «Кого назвали тот и
ловит»
Опасные ситуации, возникающие
на проезжей части и во дворе.
Дорожные ловушки.
Беседа «Игры на улице».
П/и «Стоп - идите».
Участники дорожного движения.
Беседа «Транспорт в нашем
городе»
Беседа по картине «Зимние
забавы».
Беседа «Пешеходы и
водители»
Беседа «Наш друг
регулировщик»
Беседа «Дорожные ситуации».
Д/и «Дорожные
ловушки».
Д/и «Знай и выполняй
правила уличного
движения».
Д/и «Угадай транспорт»
Осторожно, зимняя дорога!
Декабрь
Ситуация
общения/беседа
Средства регулирования
движения на дороге.
Регулировщик и его работа.
Дорожные знаки сервиса.
Беседа «Дорога не место для
игр».
Дорожные знаки (запрещающие
Беседа «Дорожные знаки».
знаки).
Правила перехода проезжей части Беседа «Что за знак?»
(отработка навыков на напольной
разметке).
Школа пешеходных наук.
Стихотворение «Через дорогу».
«Помощники пешехода».
Д/и «По дороге».
Д/и «Вопросы и ответы»
Д/и «О чем сигналит
регулировщик».
Д/и «Опиши знак, а мы
его отгадаем».
Д/и «Разрезные знаки».
Д/и «Определи группу
знаков».
Д/и «Найди
правильный
светофор»
П/и «Нарисуем дорогу»
П/и «Эстафета
транспорта».
П/и«Поездка в Москву».
С/р игра «Мы – юные
пешеходы».
П/и «Передай жезл».
П/и «Дорожное –
недорожное».
П/и «Назови шестое»
П/и «К своим знакам».
Март
Апрель
Май
Правила перехода проезжей части
(отработка навыков на напольной
разметке) .
Выход на проезжую часть из-за
стоящего транспортного средства.
Знакомство с инспектором
ГИБДД.
Правила езды на велосипеде.
Беседа «Знаки, которые нам
помогают».
Обучающий
рассказ
«Как
обходить стоящий транспорт».
Беседа «Инспектор ГИБДД».
Беседа «Велосипед – мой
друг»
Путешествие в страну безопасного
Закрепление знаний по ПДД
движения.
Д/и «Угадай, какой знак» С/р/и «Заправочная
станция».
Игра «Знающий
пешеход».
Дидактическая игра
П/и «Будь
«Автомульти».
внимательным»
Д/и «Подумай – отгадай»
Квест-игра «Я знаю
ПДД»
2.2.
Формы и методы организации образовательной деятельности.
Организованная образовательная деятельность реализуется через
организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с
использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых
осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента
детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных
задач. В работе с воспитанниками младшего дошкольного возраста
используются
игровые,
сюжетные
и
интегрированные
формы
образовательной деятельности. Основной формой работы с детьми
дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для детей
деятельности.
Формы организации образовательной деятельности детей.
Формы организации
Особенности
Индивидуальная
Позволяет индивидуализировать обучение правилам
дорожного движения (содержание, методы, средства),
через общение педагога с ребенком и организацией
различных видов деятельности в различных видах
развивающей среды.
Подгрупповая и
Проводятся со всеми детьми группы по видам
групповая
образовательной деятельности, на основе принципов
развивающего обучения, личностно-ориентированной
модели взаимодействия и использованием игрового
материала, с учетом санитарно – гигиенических
требований к нагрузке и сочетанию различных видов
деятельности. Достоинствами формы являются
четкая
организационная
структура,
простое
управление, возможность взаимодействия детей,
экономичность обучения; недостатком - трудности в
индивидуализации обучения.
Формы работы с воспитанниками в различных видах деятельности.
Деятельность
Образовательная
деятельность
Формы работы
• Игры дидактические, дидактические с элементами
движения, сюжетно-ролевые, подвижные, игры на
прогулке, подвижные игры имитационного
характера.
• Чтение,
рассматривание
и
обсуждение
познавательных и художественных
произведений, создание и обсуждение ситуаций.
Образовательная
деятельность при
проведении
режимных моментов/
совместной
деятельности
взрослого и
воспитанников
Самостоятельная
деятельность детей
• Беседы социально-нравственного содержания,
специальные рассказы воспитателя детям об
интересных фактах и событиях, о выходе из
трудных ситуаций, ситуативные разговоры с
воспитанниками.
• Наблюдения за трудом сотрудников ГИБДД.
• Изготовление предметов и атрибутов для игр.
• Изготовление макетов.
• Тематические выставки, выставки детского
творчества.
• Рассматривание и обсуждение предметных и
сюжетных картин.
• Продуктивная деятельность.
• Моделирование опасных и безопасных дорожных
ситуаций.
• Упражнения и подвижные игры во второй
половине дня.
• Ситуативные беседы при проведении режимных
моментов, подчеркивание их пользы;
формирование навыков безопасного поведения
при проведении режимных моментов.
• Свободные диалоги с детьми в играх,
наблюдениях, при восприятии картин,
иллюстраций
• Ситуативные разговоры с детьми; поощрение
речевой активности детей.
• Изготовление с воспитанниками атрибутов и
игрушек для образовательной деятельности по
теме дорожной безопасности.
• Рассматривание иллюстраций, картин,
моделирование дорожных ситуаций; обучающие и
развивающие игры.
• Самостоятельные подвижные игры, игры на
свежем воздухе, спортивные игры.
• Самостоятельное чтение детьми коротких
стихотворений.
• Самостоятельные игры в уголке безопасности.
• Самостоятельное раскрашивание, развивающие
настольно-печатные игры
• Сюжетно-ролевые игры, в которых воспитанники
доведут до автоматизма навыки безопасного
поведения на улице.
Содержание образовательной деятельности по профилактике ДДТТ
строится в соответствии с ФОП ДО и с учетом Основной образовательной
программы дошкольного образования МКДОУ д/с № 13 с использованием
разнообразных методов и приемов. Ведущими, среди которых являются:
• метод наблюдения и беседы – это специально
организованноевосприятие исследуемого
объекта,
процесса
или
явления
естественных
условиях с последующим обсуждением интересующих
вопросов. Он носит разъяснительный, познавательный и
определяющий характер;
• игровой метод – предполагает использование различных
компонентов игровой деятельности в сочетании с другими
приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.
Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в
соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет
роли, организует деятельность воспитанников;
• наглядный метод – это форма усвоения знаний, умений и
навыков в зависимости от применяемых при обучении
наглядных пособий и технических средств обучения;
• практические упражнения – это систематическая отработка
умения и навыка путем ритмично повторяющихся
умственных
действий, манипуляций,
практических
операций в процессе совместной деятельности педагога
и
воспитанника или в ходе
специально организованной
индивидуальной деятельности. Функция метода
направлена
как наприобретение знаний, так и
на
перевод
их в плоскость учебных
и практических
умений и навыков с последующим совершенствованием до
репродуктивного и творческого уровня;
• метод моделирования опасных и безопасных дорожных
ситуаций.
Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе
типичных и дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых
произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения –
приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и
прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие
попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий. При
помощи макета улицы города и дидактических игр создаются дорожные
ситуации, которые дети должны
разрешить. Этот прием
помогает в
обучении детей безопасности в дорожно-транспортных ситуациях.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности
ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Цель
— создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности
родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма и навыков
безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде,
обеспечение права родителей (законных представителей) на уважение и
понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей (законных
представителей) к вопросам обучения детей ПДД, условий организации
работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в детском
саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей (законных представителей) с
лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями,
возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников по
вопросам обучения детей ПДД, организации работы по профилактике
дорожно-транспортного травматизма;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и
обучения детей по ПДД и о возможностях детского сада и семьи в решении
данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию
и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного
взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с
педагогами мероприятиях, организуемых в группе, ДОУ (городе, области);
• поощрение родителей (законных представителей) за активное
участие в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Содержание направлений работы с семьями воспитанников по
профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Цель
Формирование
основ
безопасности в
окружающей
дорожнотранспортной
среде.
•
•
•
•
Задачи
Знакомить родителей (законных представителей) с
опасными для здоровья ребенка ситуациями,
возникающими на дороге, и способами поведения в
них.
Направлять
внимание
родителей
(законных
представителей) на развитие у детей способности
видеть, осознавать и избегать опасности.
Информировать родителей (законных представителей)
о необходимости создания благоприятных и
безопасных условий пребывания воспитанников на
улице (соблюдать правила безопасности во время игр
и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в
песочнице, во время катания на велосипеде и т.д.).
Информировать родителей (законных представителей)
о том, что должны делать воспитанники в случае
непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых;
•
•
•
•
•
•
называть свои фамилию и имя; при необходимости фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон;
при необходимости звонить по телефонам экстренной
помощи - «01», «02» и «03»).
Привлекать родителей (законных представителей) к
активному отдыху с детьми, расширяющему границы
жизни дошкольников и формирующему навыки
безопасного поведения во время передвижения.
Помогать родителям (законных представителей)
планировать выходные дни с детьми, обдумывая
проблемные
ситуации,
стимулирующие
формирование моделей правильного поведения в
окружающей дорожно-транспортной среде.
Подчеркивать роль взрослого в формировании
поведения ребенка на дороге.
Побуждать родителей (законных представителей) на
личном примере демонстрировать детям соблюдение
правил безопасного поведения на дорогах и т.д.
Ориентировать родителей (законных представителей)
на совместное с ребенком чтение литературы,
посвященной сохранению и укреплению здоровья,
просмотр соответствующих художественных и
мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей (законных представителей) с
формами работы дошкольного учреждения по
профилактике дорожно-транспортного травматизма.
2.4. Взаимодействие с социальными партнерами.
Успешной работе по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма способствует взаимодействие с различными учреждениями
социума общественностью – инспекцией ГИБДД, театрами для детей,
средствами массовой информации, которые организуют различные
методические мероприятия в данном направлении.
По всем возникающим вопросам педагогов консультируют работники
инспекции ГИБДД – так повышается уровень образования самих
воспитателей; информация, преподносимая воспитанникам, является
достоверной.
III.
Организационный раздел.
3.1. Требования к развивающей
предметно – пространственной среде.
Педагог должен использовать в работе по данному направлению все
возможности развивающей предметно-пространственной среды учреждения
и группы, участвуя в её преобразовании. При этом он должен учитывать, что
воспитанники младшего дошкольного возраста, в основном, манипулируют
с предметами окружающей среды, а игры воспитанников старшего
дошкольного возраста направлены на моделирование мира через алгоритм
сюжетных событий. Развивающая предметно-пространственная среда для
воспитанников 4-7 лет по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма должна выполнять следующие функции:
1. Организующая функция. Имеет в своей основе цель предложить
воспитаннику атрибуты, игры, двигательные игрушки для активного их
использования в разных видах деятельности по формированию
навыков безопасного поведения на улице.
2. Воспитательная функция. Наполнение и построение развивающей
среды должны быть тщательно сориентированы на создание
воспитательных ситуаций в конкретных условиях проживания.
3. Развивающая функция. Развивающая среда по формированию навыков
безопасного поведения на улице и дороге организуется с учётом
индивидуальных особенностей воспитанников конкретной группы и
степенью усвоения ими необходимых знаний и навыков.
Материально-техническое обеспечение развивающей предметнопространственной среды (уголков безопасности дорожного движения) в
возрастных группах включает:
Возраст
4-5 лет
(средняя
группа)
•
•
•
•
•
•
•
Содержание уголка безопасности дорожного движения
макет светофора;
дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
набор транспортных средств (грузовые, легковые автомобили
разной величины + общественный транспорт);
иллюстрации с изображением транспортных средств;
атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные
рули, шапочки или маски разных видов машин, нагрудные
знаки, жилеты с изображением того или иного вида
транспорта);
настольный макет улицы с пешеходным переходом;
напольная разметка «Зебра».
5-6 лет • макет светофора;
(старшая • дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак»,
группа)
«Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица»;
• набор транспортных средств (грузовые, легковые автомобили
разной величины + общественный транспорт);
• иллюстрации с изображением транспортных средств;
• атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные
рули, шапочки или маски разных видов машин, нагрудные
знаки, жилеты с изображением того или иного вида
транспорта);
• настольный макет улицы с перекрестком со съемными
предметами;
• напольная разметка «Зебра»;
• набор дорожных знаков;
• атрибуты инспектора ДПС (жезл, фуражка).
6-7 лет • макет светофора;
(подгото- • дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак»,
вительная
«Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица»;
к школе • набор транспортных средств (грузовые, легковые автомобили
группа)
разной величины + общественный транспорт);
• иллюстрации с изображением транспортных средств;
• атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные
рули, шапочки или маски разных видов машин, нагрудные
знаки, жилеты с изображением того или иного вида
транспорта);
• настольный макет улицы с перекрестком со съемными
предметами;
• напольная разметка «Зебра»;
• набор дорожных знаков;
• атрибуты инспектора ДПС (жезл, фуражка);
• картотека «опасных ситуаций».
3.2 Материально-техническое оснащение программы.
Помимо образовательной деятельности, организованной в группе,
изучение Правил дорожного движения проводится в игровой комнате по
ПДД. Комната оборудована макетами, дорожными знаками, светофором,
настольными играми, игрушками – транспортом, плакатами и т.д. Весь
материал и оборудование – переносное. Их можноиспользовать в
музыкальном зале, на прогулочном участке, в группе.
Практическая работа проводиться на площадке для практических
образовательной деятельности на территории ДОУ.
3.3.
Методическое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы включает:
• план работы ДОУ по профилактике ДДТТ;
• календарно-тематический план работы по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма для воспитанников пяти
возрастных групп;
• конспекты образовательной деятельности в рамках программы;
• сценарии массовых мероприятий по профилактике ДДТТ;
• картотеку бесед, игр, ситуаций к общению в рамках программы;
• учебно-методическая и другая литература по безопасности дорожного
движения;
• мониторинг образовательного процесса – овладение знаниями,
умениями и навыками, в части ознакомления детей с правилами
дорожного движения (для всех возрастных групп);
• подшивка газеты «Добрая дорога детства»
3.4.
Система оценки результатов освоения программы.
Планируемые результаты освоения дошкольниками программы
представлены в мониторинге. Мониторинг един для всех воспитанников
МКДОУ д/с № 13.
Инструментарий для мониторинга — карты наблюдения (Приложение
№ 1) позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы
развития каждого воспитанника по обучению Правил дорожного движения в
различных видах деятельности. В ходе образовательной деятельности
педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить
индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Уровни
усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:
высокий – 3 балла;
средний – 2 балла;
низкий – 1 балл.
Мониторинг проводится два раза в год: сентябрь, май.
IV.
Список литературы
1. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность» - М.: «Просвещение», 2000, 2-е
издание,
2. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. «Занятия по правилам дорожного движения». –
М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. М., «Мозаика-Синтез»,2011.
4. Смушкевич Е.С., Якупов А.М. На помощь в “Светофорию” // Дошкольное
воспитание. - № 12.
5. Амос Д. Катя потерялась. – Петрушка, 1997.
6. Боровой Е.В. Красный, желтый, зеленый. – Минск, 1996.
7. Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала
светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Из опыта работы /
Составитель Т.Ф.Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
8. Дорохов А. Перекресток. Пассажир. - М., 1998.
9. Иванов А. Как неразлучные друзья дорогу переходили. Азбука безопасности. –
М.: АСТ – ПРЕСС, 1980.
10. Калинина Н. Как ребята переходили улицу: Хрестоматия для детей старшего
возраста. М.: Просвещение, 1981.
11. Михалков С. Бездельник светофор. М., 1987.
12. Михалков С. Моя улица. М., 1980.
13. Пишумов Я. Машины. М., 1980.
14. Пишумов Я. Это улица моя. Самый лучший переход. - Л., 1981.
15. Прокофьева С., Сапгир Г. Мой приятель светофор. М., 1980.
16. Тумаринсон Г. Новые дорожные приключения Буратино. – Л, 1989.
17. Шалаева Г.П. , Новые правила поведения для воспитанных детей. – М.: Эксмо,
2004.
18. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. – М.: Прометей, 2003.
Приложение № 1
Н.г
Н.г
Ребенок знает правила
перехода проезжей части и
соблюдает их.
Ребенок знает, что означают
сигналы пешеходного
светофора.
К.г
К.г
Н.г
К.г
Ребенок знает и называет
правила поведения
пешеходов.
К.г
Ребенок знает и называет
различные виды
транспортных средств:
наземный, водный,
воздушный.
Н.г
Ребенок знает, что
обозначают дорожные знаки:
«Место остановки автобуса»,
« Место остановки трамвая»,
К.г.
Ребенок знает, что
обозначают дорожные знаки
«Пешеходный переход»,
«Надземный пешеходный
переход», «Подземный
пешеходный переход».
Н.г.
Ребенок знает и называет
правила поведения в автобусе
и при выходе из него.
Фамилия,
имя ребенка
Ребенок знает, какой
транспорт перевозит
пассажиров.
№
п/п
Ребенок знает, что такое
улица.
Карта наблюдения воспитанников 4-5 лет по обучению Правилам дорожного движения.
Н.г
Н.г
Н.г
Н.г
К.г
К.г
К.г
1
2
3
Проявления:
1- показатель не сформирован;
2 – показатель находится на стадии формирования;
3 – показатель сформирован
Примечание: 1 - показатель не "сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
2 – показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей
ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
3 – показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других
детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д
Уровень развития ребёнка:
В - Ребенок знает, что такое улица, знает, какой транспорт перевозит пассажиров, владеет правилами поведения в автобусе и при вых оде из него, знает что
означают сигналы пешеходного светофора, знает и называет правила поведения пешеходов, правила перехода проезжей части и соблюдает их. Ребенок знает, что
обозначают дорожные знаки: «Место остановки автобуса», « Место остановки трамвая», знает и называет различные виды транспортных средств: наземный,
водный, воздушный. Знает, что обозначают дорожные знаки «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход».
Стремится к лучшему результату.
С - Ребенок правильно выполняет большинство заданий, отвечает на вопросы, но не всегда проявляет должные усилия. Иногда замечает собственные ошибки.
Н - Ребенок неуверенно выполняет задания и отвечает на вопросы, не замечает ошибок детей и собственные.
детей
детей
детей
% - высокий уровень знаний по правилам дорожного движения
% - средний уровень знаний по правилам дорожного движения
% - низкий уровень знаний по правилам дорожного движения
К.г
Н.г
К.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Ребенок знает содержание
деятельности сотрудника
Ребенок
знает, что
обозначают
предписывающие
дорожные
знаки:
«Велосипедная
дорожка», «Пешеходная
дорожка»,
«Конец
велосипедной
дорожки», «Пешеходная
и велосипедная дорожка
с
совмещенным
движением»,
«Конец
пешеходной
и
велосипедной дорожки
с
совмещенным
Ребенок знает, что
обозначают
запрещающие
дорожные знаки:
«Движение на
велосипеде запрещено»,
«Движение пешеходов
Н.г.
К.г.
Ребенок
знает
особенности движения
транспорта и пешеходов
зимний период.
Н.г.
Ребенок знает элементы
дороги (проезжая часть,
тротуар,
пешеходный переход,
перекресток,
разделительная полоса,
обочина, бордюр).
Ребенок знает что
такое перекресток.
№
п/п
Ребенок знает и
соблюдает правила
поведения в
общественном
транспорте.
Фамилия,
имя ребенка
Ребенок знает и
соблюдает правила
поведения на улице.
Карта наблюдения воспитанников 5-6 лет по обучению Правилам дорожного движения.
.
Д
БД
ГИ
Н.г.
1
2
3
Проявления:
1- показатель не сформирован;
2 – показатель находится на стадии формирования;
3 – показатель сформирован
Примечание: 1 - показатель не "сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
2 – показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей
ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
3 – показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других
детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д
Уровень развития ребёнка:
В - Ребенок знает и соблюдает правила поведения на улице и в общественном транспорте, знает что такое перекресток, знает элементы дороги (проезжая часть,
тротуар, пешеходный переход, перекресток, разделительная полоса, обочина, бордюр), знает особенности движения транспорта и пешеходов зимний период,
содержание деятельности сотрудника ГИБДД. Знает, что обозначают предписывающие дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Пешеходная дорожка», «Конец
велосипедной дорожки», «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением», «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с совмещенным
движением», запрещающие дорожные знаки: «Движение на велосипеде запрещено», «Движение пешеходов запрещено». Стремится к лучшему результату.
С - Ребенок правильно выполняет большинство заданий, отвечает на вопросы, но не всегда проявляет должные усилия. Иногда замечает собственные ошибки.
Н - Ребенок неуверенно выполняет задания и отвечает на вопросы, не замечает ошибок детей и собственные.
детей
детей
детей
% - высокий уровень знаний по правилам дорожного движения
% - средний уровень знаний по правилам дорожного движения
% - низкий уровень знаний по правилам дорожного движения
К.г
Н.г
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
Ребенок знает и
соблюдает правила езды
На велосипеде.
Ребенок знает
содержание
деятельности
сотрудника ГИБДД
(регулировщика).
Ребенок
знает,
что
обозначают дорожные
знаки сервиса.
Ребенок знает
участников дорожного
движения, их
обязанности.
Ребенок знает, как
переходить проезжую
по нерегулируемому
пешеходному переходу.
№ п/п
Ребенок знает, как
переходить проезжую
по регулируемому
пешеходному переходу.
Фамилия,
имя ребенка
Ребенок ориентируется
на местности
микрорайона,
показывает на макете
безопасный маршрут
«Дом -Детский сад»,
«Детский сад – дом».
Карта наблюдения воспитанников 6-7 лет по обучению Правилам дорожного движения.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г
1
2
3
Проявления:
1- показатель не сформирован;
2 – показатель находится на стадии формирования;
3 – показатель сформирован
Примечание: 1 - показатель не "сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
2 – показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей
ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
3 – показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других
детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д
Уровень развития ребёнка:
В - Ребенок ориентируется на местности микрорайона, показывает на макете безопасный маршрут «Дом - Детский сад», «Детский сад – дом», знает, как
переходить проезжую часть по регулируемому и нерегулируемому пешеходному, соблюдает правила езды на велосипеде. Ребенок знает, что обозначают дорожные
знаки сервиса, знает содержание деятельности сотрудника ГИБДД (регулировщика). Стремится к лучшему результату.
С - Ребенок правильно выполняет большинство заданий, отвечает на вопросы, но не всегда проявляет должные усилия. Иногда замечает собственные ошибки.
Н - Ребенок неуверенно выполняет задания и отвечает на вопросы, не замечает ошибок детей и собственные.
детей
% - высокий уровень знаний по правилам дорожного движения
детей
% - средний уровень знаний по правилам дорожного движения
детей
% - низкий уровень знаний по правилам дорожного движения