Доп. программа Богдановой О.В. подг гр Скоро в школу

Российская Федерация
Свердловская область
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №13
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно – эстетическому направлению
623950 г. Тавда, ул. 4я Пятилетка, 47а, тел.: 3-07-51
e-mail: mkdouds13@mail.ru, сайт: http: mkdouds13.edusite.ru
ОГРН 1026601903734, ИНН 6634007279, КПП 667601001, л/сч 03906300250 в ФУ

ДОПУЩЕНА
к реализации решением
Педагогического совета
Протокол № 1 от 30.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
МКДОУ д/с № 13
№ 98 от 30.08.2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей
от 6 – 7 лет
«Скоро в школу»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Авторы – составители:
Богданова О.В.
воспитатель 1КК,
Савченко Н. А
воспитатель

г. Тавда, 2024г.

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи общеразвивающей программы

6

1.3.

Содержание общеразвивающей программы.

6

Годовой календарный учебный график

7

Учебный план

7

Содержание учебного плана

9

1.4.

Планируемые результаты

18

2.

Организационно-педагогические условия

20

2.1.

Условия реализации программы:

20

Материально-техническое обеспечение

20

Кадровое обеспечение

21

Методические материалы

22

2.2.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

22

3.

Список литературы

24

2

1. Основные характеристики.
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) общеразвивающей программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Скоро
в
школу»
имеет социально-педагогическую
направленность и
способствует
социализации,
общению,
интеллектуальному
развитию
дошкольников, подготовке их к дальнейшему обучению в школе, формированию
у них более высокого уровня познавательного и личностного развития, что
позволяет им успешно учиться.
Актуальность общеразвивающей программы
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и родителей
на программы для подготовки к школе старших дошкольников в области развития
речи и обучения их первоначальному чтению и письму, базируется на анализе
предыдущего педагогического опыта, потенциале образовательного учреждения.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее- ФЗ № 273).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г,
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее —
Порядок организации
осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам) с изменениями от
30.09.2020г. (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от №
533).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН).
Письмо Минобрнауки России 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».

3

Государственная программа Свердловской области «Развитие физической
культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года» (утверждена
постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1332-ПП).
Положение об организации предоставления дополнительного образования в
муниципальных образовательных организациях Тавдинского городского округа, в
отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет
Муниципальный орган управления образованием – Управление образованием
Тавдинского городского округа (утверждено приказом МОУО – УО ТГО № 291
от 17.09.2019г.).
Устав МКДОУ д/с № 13 г. Тавды.
Положение об организации дополнительного образования в МКДОУ д/с №
13 г. Тавды (утверждено приказом № 11 МКДОУ д/с № 13 от 20.01.2022г.)
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Скоро в школу» основана на комплексном подходе к дошкольному
обучению и развитию ребёнка. Программа является интегрированной, включает в
себя речевое развитие, обучение чтению, овладение первоначальными
графическими навыками. Ориентирована на учёт интересов, потребностей,
способностей, инициатив воспитанников, определяется запросом со стороны
обучающихся МКДОУ д/с № 13 и их родителей, материально - технические
условия для реализации данной Программы имеются на базе образовательного
учреждения.
Новизна заключается в том, что программа имеет социальнопедагогическую направленность, т.к. позволяет детям более эффективно
подготовиться к школе, стать более уверенным в себе человеком. В процессе
реализации программы формируется активность ребенка, которая способствует
развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения в
наиболее естественной для него форме игры, кроме того, использование
групповых игр, способствует развитию социальных качеств: общения,
установлению
взаимопонимания,
партнерства,
взаимоответственности,
формирование самооценки и взаимооценки.
В конечном итоге данные результаты должны оказать влияние на
формирование более высокого уровня мотивационной готовности детей к
школьному обучению.
Занятия по программе направлены на профилактику школьной
дезадаптации, которая проявляется в виде возникающих трудностей у
первоклассников, в усвоении и выполнении предъявляемых ему требований, в
низкой успеваемости, недисциплинированности.
Программа “Скоро в школу” составлена из двух авторских программ - К.В.
Шевелев “Готовимся к школе 6-7 лет” и Н.С. Жукова “Букварь”.
4

Адресат общеразвивающей программы: дети в возрасте 6 -7 лет
Краткая характеристика адресата программы.
Программа «Скоро в школу» предназначена для развития и обучения детей
седьмого года жизни в условиях групп предшкольной подготовки. Работа с
детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, а
формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для
адаптации к успешному обучению в школе.
Важнейшей особенностью психического развития детей старшего
дошкольного возраста является повышенная чувствительность. Во-первых, к
усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей
к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что
в этот период у ребёнка возникает состояние, которое можно назвать
обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая способность к
обучению проявляется и в процессе подготовки к освоению грамотой.
Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребёнка и
направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения
умениями.
Режим занятий: 2 занятия по 30 минут в неделю с чередованием математики
и обучения чтению.
Объем занятий: Программа включает в себя 2 раздела:
2.1
Развитие речи и обучение грамоте.
2.2
Развитие математических представлений и логики.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Уровень программы - «стартовый», обучение направлено на мотивацию
интереса к данной деятельности.
Перечень форм обучения:
- фронтальная (одновременная работа со всеми обучающимися);
- групповая (организация работы в группах);
- индивидуальная (индивидуальное выполнение упражнений, заданий).
Перечень видов занятий:
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической
частей, где теория и практика совмещены в процессе практических занятий.
Большая часть занятия отводится практической части. Теоретическая часть
занятий должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую
информацию о теме и предмете занятия.
Виды занятий:
-учебно-тренировочное занятие - практическое занятие, направленное на
получение и закрепление знаний и овладение определенными методами
самостоятельной работы, формирует практические умения;
5

-открытое занятие - итоговое занятие с показом достигнутых результатов в
учебно-тренировочной работе.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: Обеспечение формирования готовности к обучению в
начальной школе будущему первокласснику, развитие тех интеллектуальных
качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают
успешность адаптации ребенка, положительного отношения к школе.
Задачи Программы:
1.Способствовать повышению мотивационной готовности дошкольников к
школьному обучению, сформированности «внутренней позиции ученика»,
расширению знаний о "мире школьников", рождению интереса к школе,
школьной атрибутике, возникновению эмоционально – положительного
отношения к школе, формированию нового уровня самосознания.
2. Организация учебного труда (умение целесообразно раскладывать на
столах все необходимое для занятия), познакомить с числами от 11-20, их
образованием; учить считать до 20 и обратно, учить решать примеры и простые
задачи; учить читать по слогам, учить звуковому анализу слов; учить отвечать на
вопросы по прочитанному тексту и самостоятельно составлять предложения.
3. Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление,
наблюдательность; развивать познавательную активность, желание идти в школу.
4. Воспитывать такие волевые качества, как усидчивость, умение напрягаться
без ущерба для здоровья, корректировать свое эмоциональное состояние,
переключаться с одной деятельности на другую.
1.3. Содержание Программы
Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года
Продолжительность образовательного
процесса
Режим работы
Продолжительность образовательной
деятельности согласно возрасту
Итого

с 01.09.2024г. по 31.05.2025г.
36 недель
2 раза в неделю
30 мин.
2160 (36 часов в год)

Учебный (тематический) план
Сентябрь
Мониторинг (1-2 неделя)
6

1 занятие - Речь состоит из предложений.
2 занятие - Гласные и согласные звуки.
Октябрь
1занятие - Звук «А»
2 занятие - Звук «У»
3 занятие - Звук «О»
4 занятие - Звук и буква «М»
Ноябрь
1занятие - Звук и буква «С»
2 занятие - Учимся соединять буквы АУ, УА
3 занятие - Соединяем буквы, читаем слоги АМ, УМ
4 занятие - Соединяем буквы, читаем слоги АС,УС,ОС
Декабрь
1занятие - Снова учимся соединять буквы МА,МУ. Читаем слитно.
2 занятие - Читаем слитно. Слоги СА,СУ,СО
3 занятие - Слоги СА,СУ,СО
4 занятие - Согласный звук и буква «Х»
Январь
1занятие - Согласный звук и буква «Х»
2 занятие - Согласный звук и буква «Р»
3 занятие - Согласный звук и буква «Р»
4 занятие - Согласный звук и буква «Ш»
Февраль1занятие - Сравниваем звуков и букв «С» и «Ш»
2 занятие - Гласный звук и буква «Ы»
3 занятие - Согласный звук и буква «Л»
4 занятие - Согласный звук и буква «Л»
Март
1занятие - Сравниваем звуков и букв «Л» и «Р»
2 занятие - Согласный звук и буква «Н»
3 занятие - Согласный звук и буква «Н». Читаем слоги
4 занятие - Согласный звук и буква «Н» Читаем слоги
Апрель
1занятие - Согласный звук и буква «К»
2 занятие - Согласный звук и буква «К»
7

3 занятие - Согласный звук и буква «Т»
4 занятие - Гласный звук и буква «И»
Май
1 занятие - Гласный звук и буква «И»
2 занятие - Сравниваем гласные звуки и буквы «Ы» и «И»
3 занятие - Повторение всех изученных букв и звуков
4 занятие - Повторение всех изученных букв и звуков
Математика
Сентябрь
Адаптационная неделя. Мониторинг.
2 занятие - Прямой счёт предметов
3
занятие - Обратный счёт предметов
4
занятие - Ориентировка на плоскости. Понятия “левее”, “правее”,
“вниз”, “вверх” и другие.
Октябрь
1 занятие - Графические задачи.
2 занятие - Ориентировка в пространстве. Использование предлогов: над, под, на,
в.
3 занятие - Геометрические фигуры. Определение закономерностей.
4 занятие - Счёт до 11. Закрепление понятий высокий и низкий, между и рядом.
Ноябрь
1 занятие - Число 11. Знаки больше, меньше, равно.
2 занятие - Решение задач. Работа по плану. Чётные и нечётные числа.
3 занятие - Ромб. Правильные и неправильные ответы.
4 занятие - Логические задачи. Решение примеров.
Декабрь
1 занятие - Ориентировка в пространстве. Число 12.
2 занятие - Решение задач. Трапеция.
3 занятие - Графический диктант. Сравнение групп предметов.
4 занятие - Счёт до 13. Число 13.
Январь
1 занятие - Ориентировка по времени. Параллелограмм.
2 занятие - Ориентировка во времени. Сравнение предметов по признакам.
3 занятие - Ориентировка по плану. Сравнение предметов по площади.
4 занятие - Проверочная работа. Счёт до 14.
Февраль
8

1 занятие - Число 14. Порядковый счёт.
2 занятие - Многоугольник. Счёт до 15.
3 занятие - Число 15. Решение задач.
4 занятие - Логические задачи.
Март
1 занятие - Сравнение предметов по признакам. Точка. Прямая линия.
2 занятие - Счёт до 16. Число 16.
3 занятие - Решение задач. Кривая, ломанная (незамкнутая, замкнутая) линии.
4 занятие - Ориентировка во времени. Проверочная работа.
Апрель
1 занятие - Счёт до 17. Число 17.
2 занятие - Логические задачи. Луч. Отрезок.
3 занятие - Сравнение групп предметов. Угол.
4 занятие - Счёт до 18. Число 18.
Май
1 занятие - Порядковый счёт. Длина отрезка.
2 занятие - Ориентировка в пространстве. Измерение длин сторон фигур.
3 занятие - Счёт до 19. Число 19.
4 занятие - Геометрические тела. Шар. Куб. Счёт до 20.
Содержание учебного (тематического) плана
Звуки и буквы
№
Тема занятия
недели

Цели

Структура

Источники

Сентябрь
Мониторинг
1

Речь состоит из
предложений

Познакомить с речью,
предложением.

Игра «Кто
внимательный?»
Физкультминутка
«Аист»

Н.С.
Жукова
«Букварь»

2

Гласные и
согласные
звуки

Познакомить с гласными и
согласными звуками

Физкультминутка
«Паровоз»
Игра «Кто
внимательный?»

Н.С.
Жукова
«Букварь»

Октябрь
1

Звук А

Познакомить с гласным
звуком А. Учить определить

Игра «Определи место
звука в слове»

Н.С.Жукова
«Букварь»
9

место звука в слове.
2

Звук и буква «У» Учить определять место звука Игры «Загадки и
в слове. Учить детей
отгадки»
внимательно слушать текст и
называть слова со звуком У.

Н.С.Жукова
«Букварь»

3

Звук и буква «О» Познакомить с гласным
звуком О, учить определять
место звука в слове

Игра «Найди и обведи»
Игра «Определи место
звука в слове»
Физкультминутка
«Слушай –делай»

Н.С.Жукова
«Букварь»

4

Звук и буква «М» Познакомить с согласным
звуком М, учить определять
место звука в слове

Игры «Загадки и
отгадки»
Физкультминутка
«Мишка косолапый»
Игра «Определи место
звука в слове»

Н.С.Жукова
«Букварь»

Н.С.Жукова
«Букварь»

Ноябрь
1

Звук и буква «С» Познакомить с согласным
звуком С, учить определять
место звука в слове

Игра «Определи место
звука в слове»
Игра «Самолеты»
Игра «Найди и обведи»
Физкультминутка
«Аист»

2

Учимся соединять Закреплять знаний о гласных
буквы АУ, УА.
звуках А, О, У.
Учить читать слоги АУ, УА.

Игра «Кто в каком доме Н.С.Жукова
живет?»
«Букварь»
Физкультминутка
«Зайка»
Игра «Подскажи
словечко»

3

Соединяем буквы, Закреплять все пройденные
читаем слоги АМ, звуки А,О,У, М, С.
УМ.
Учить различать гласные о
согласных

Игра «Ну ка, буква,
отзовись»
Физкультминутка
«Воробьи»
Игра «Определи место
звука в слове»

Н.С.Жукова
«Букварь»

4

Соединяем буквы, Учить соединять буквы,
читаем слоги
читать слоги (АС,УС,ОС.)
АС,УС,ОС.

Игра «Назови первый
звук»
Физкультминутка
«Пальчиковая игра»
Игра «Подскажи
правильно»

Н.С.Жукова
«Букварь»

Декабрь
1

Снова учимся
Учить правильно соединять
соединять буквы буквы, читать слоги МА,МУ.
МА, МУ. Читаем

Игра «найди слово»
Н.С.Жукова
Игра «Слоговые домики» «Букварь»
Физкультминутка
10

слитно.

«Пальчиковая игра»

2

Читаем слитно.
Продолжить учить читать
Слоги СА,СУ,СО. слоги, правильно находить
слоги в словах

Игра «Звук потерялся»
Игра «Определи место
звука в слове»
Игра «Самолеты»

3

Слоги СА,СУ,СО. Продолжить учить читать
слоги, правильно находить
слоги в словах

Игра «найди слово»
Н.С.Жукова
Игра «Слоговые домики» «Букварь»
Физкультминутка
«Пальчиковая игра»

4

Согласный звук и Познакомить с буквой и
буква «Х»
звуком Х, учить определить
место в слове

Игра «Определи место
звука в слове»
Игра «Кто
внимательный?»
Физкультминутка
«Аист»

Н.С.Жукова
«Букварь»

Игра «Найди и обведи»
Игра «Определи место
звука в слове»
Физкультминутка
«Слушай –делай»

Н.С.Жукова
«Букварь»

Н.С.Жукова
«Букварь»

Январь
1

Согласный звук и Продолжить знакомство с
буква «Х»
буквой и звуком Х, учить
определить место в слове

2

Согласный звук и Познакомить с согласным
Игра «Слова и слоги»
буква «Р»
звуком Р, учить читать слоги с Физкультминутка
Р.
«Вороны»
Игра «Кто больше»

3

Согласный звук и Закрепить знаний о согласном
буква «Р»
звуке Р, учить правильно
определить место этого звука
в словах

4

Согласный звук и Познакомить с согласным
Слоговые игры
буква «Ш»
звуком Ш, учить читать слоги Игра «Звук потерялся»
с Ш.
Игра «Определи место
звука в слове»
Игра «Самолеты»

Н.С.Жукова
«Букварь»

Игра «найди слово»
Н.С.Жукова
Игра «Слоговые домики» «Букварь»
Физкультминутка
«Пальчиковая игра»
Н.С.Жукова
«Букварь»

Февраль
1

Сравниваем
Повторить согласные звуки С,
звуков и букв «С» Ш.
и «Ш»
Учить правильно произносить
их, не путать в словах.

Игра «найди слово»
Н.С.Жукова
Игра «Слоговые домики» «Букварь»
Физкультминутка
«Пальчиковая игра»

2

Гласный звук и
буква «Ы»

Игра «Подскажи
словечко»
Игра «Загадки»
Физкультминутка «Мы
бегаем кругом»

Н.С.Жукова
«Букварь»

3

Согласный звук и Познакомить с согласным

Игра «Назови первый

Н.С.Жукова

Учить понимать различие
гласных от согласных,
познакомить со звуком Ы.
Учить определять его место в
словах.

11

буква «Л»

4

звуком Л. Учить читать слоги звук»
ЛА,ЛО,ЛУ,ЛЫ.
Игра «Раздели
правильно»

Согласный звук и Повторить согласный звук Л,
буква «Л»
учить определять его место в
слогах.

«Букварь»

Игра «Подскажи
словечко»
Игра «Соедини
правильно»
Физкультминутка
«Цапля»

Н.С.Жукова
«Букварь»

Игра «Слова и слоги»
Игра «Загадки»
Физкультминутка
«Часики»

Н.С.Жукова
«Букварь»

Март
1

Сравниваем
Учить правильно произносить
звуков и букв «Л» звуки Л и Р.
и «Р»
Развивать умений определить
их места в словах

2

Согласный звук и Познакомить со звуком и
Игра «Звук потерялся»
буква «Н»
буквой Н. Учить читать слоги Игра «Определи место
с Н.
звука в слове»
Игра «Самолеты»

Н.С.Жукова
«Букварь»

3

Согласный звук и Продолжить читать слоги и
буква «Н». Читаем слова со звуком Н. Учить
слоги
определять находить его место
в словах.

Игровое упражнение
«Слоговые листочки»
Скороговорки,
физкультминутка
«Кузнечик»

Н.С.Жукова
«Букварь»

4

Согласный звук и Продолжить читать слоги и
буква «Н». Читаем слова со звуком Н. Учить
слоги
определять находить его место
в словах.

Игра «найди слово»
Н.С.Жукова
Игра «Слоговые домики» «Букварь»
Физкультминутка
«Пальчиковая игра»

Апрель
1

Согласный звук и Познакомить со звуком и
буква «К»
буквой К.
Учить читать слоги

Игра « Подскажи слово» Н.С.Жукова
Игра «Поезд»
«Букварь»
Игра «Кто больше»

2

Согласный звук и Продолжать читать слоги и
буква «К»
слова со звуком К.

Игра «Узнай Какой звук» Н.С.Жукова
Игра «загадки и отгадки» «Букварь»
Физкультминутка
«Волчок»

3

Согласный звук и Познакомить со звуком и
буква «Т»
буквой Т. Учить определить
его место в словах

Игра «Определи место
звука в слове»
Игра «Кто
внимательный?»
Физкультминутка
«Аист»

4

Гласный звук и
буква «И»

Игра «найди слово»
Н.С.Жукова
Игра «Слоговые домики» «Букварь»
Физкультминутка
«Пальчиковая игра»

Познакомить с гласным
звуком И. Учить различать
гласные звуки от согласных.

Н.С.Жукова
«Букварь»

12

Май
1

- Гласный звук и
буква «И»

Закрепить знаний о гласном
звуке И. Продолжать учить
найти место звуков в словах

Игры «Загадки и
отгадки»
Физкультминутка
«Паровоз»
Игра «Кто
внимательный?»

Н.С.Жукова
«Букварь»

2

Сравниваем
Учить правильно называть
гласные звуки и звуки и произносить слова с
буквы «Ы» и «И» этими звуками.

Игра «Кто в каком доме Н.С.Жукова
живет?»
«Букварь»
Физкультминутка
«Зайка»
Игра «Подскажи
словечко»

3

Повторение всех Закрепить все изученные
изученных букв и буквы и звуки. Повторить их,
звуков.
проверить умения читать
слоги и слова

Игра «Найди и обведи»
Игра «Определи место
звука в слове»
Физкультминутка
«Слушай –делай»

Н.С.Жукова
«Букварь»

4

Повторение всех Закрепить все изученные
изученных букв и буквы и звуки. Повторить их,
звуков.
проверить умения читать
слоги и слова

Игра «Слова и слоги»
Физкультминутка
«Вороны»
Игра «Кто больше»

Н.С.Жукова
«Букварь»

Математика
№
недели

Тема занятия

Цели

Структура

Источники

Сентябрь
Мониторинг
1

Признаки
предметов

Познакомить
с
признаками предметов.

Игра «Найди признак
предмета»

К.В.
Шевелев
«Готовимс
я к школе»

2

Сравнение
предметов по
массе, количеству

Научить
сравнивать
предметы
по
массе,
количеству.

Игра «Сколько
предметов»

К.В.
Шевелев
«Готовимс
я к школе»

Октябрь
1

Графические задачи. Учить рисовать палочки,
Понятия справа и
цифры, уметь правильно
слева, вверху и внизу. пользоваться карандашом.
Познакомить с предлогами

Игра «Покажи предметы К.В.Шевелев
справа и слева от тебя» «Готовимся
Игра «В какой замок
к школе»
едет рыцарь? (справа и
13

места слева и справа,
вверху и внизу ,учить их
правильно определять.

слева)»
Физкультминутка «Заяц
беленький сидит»

Учить рисовать узоры,
писать цифры, уметь
правильно пользоваться
карандашом. Познакомить
с предлогами места над,
под, на, в, учить их
правильно определять

Игра «Кто какую рыбу К.В.Шевелев
поймал»
«Готовимся
Игра «Найди где птица» к школе»
Физкультминутка
«Рисуем пальцами»

2

Ориентировка в
пространстве.
Использование
предлогов: над, под,
на, в.

3

Геометрические
Учить рисовать лабиринт,
фигуры. Определение ёлочки, писать цифры
закономерностей.
в клетке. Уметь правильно
пользоваться карандашом.
Повторить понятия
большой, маленький.
Найти закономерность и
дорисовать недостающий
предмет.

Игра «Найди лишний»
Игра «Сколько фигур»
Физкультминутка
«Пальчиковая
гимнастика»

4

Счёт
до11.Закрепление
понятий высокий и
низкий, между и
рядом.

Игра «Расшифруй имена К.В.Шевелев
»
«Готовимся
Игра «Найди предмет» к школе»
Физкультминутка
«Слушай и делай»

Учить повторять рисунок
по клеткам. Использовать
понятия высокий и низкий,
между и рядом. Искать
недостающий предмет.

К.В.Шевелев
«Готовимся
к школе»

Ноябрь
1

Число 11. Знаки
больше, меньше,
равно.

Учить писать 11 в клетке.
Познакомить с знаками
больше, меньше, равно,
учить их правильно
определять

Игра «Повторяй за
мной»
Физкультминутка
«Киваем головой»
Игра «Какие окошки у
нас в домах»

2

Решение задач.
Работа по плану.
Чётные и нечётные
числа.

Познакомить с решением
задач. Дать понятия о
чётных и нечётных числах
и уметь их применять.

Игра «Соедини картину с К.В.Шевелев
цифрой»
«Готовимся
Игра «Где находиться
к школе»
мальчик »
Пальчиковые игры

3

Ромб. Правильные и Познакомить с новой
неправильные
геометрической формой,
ответы.
уметь делить его на две
равные части. Учить
порядковым числительным.

Игра «Найди одинаковые К.В.Шевелев
карточки.»
«Готовимся
«Раскрась картину с
к школе»
правильным ответом»
Физкультминутка
«Часики»

4

Логические задачи.
Решение примеров.

Игра «Подбери и запиши К.В.Шевелев
числа»
«Готовимся
«Какая фигура где
к школе»
лежит»

Продолжать рисовать
разные узоры,
Учить правильно
дорисовывать вторую

К.В.Шевелев
«Готовимся
к школе»

14

половину.
Закрепить правильность
решения примеров.

Пальчиковые игры

Декабрь
1

Ориентировка в
пространстве. Счёт
до 12.

Учить правильно
переносить предметы из
одного пространства в
другое. Продолжать
учить ориентироваться в
пространстве (верхний
левый угол, верхний
правый угол и т.д.)

Игра «Какая дорога
К.В.Шевелев
короче»
«Готовимся
Игра «Что в правой руке, к школе»
что в левой »
Физкультминутка «
Воробьи»

2

Решение задач.
Трапеция.

Продолжать учить писать
цифры до конца строки.
Продолжать учить решать
задачи. Закрепить понятия
что было раньше, что
позже. Познакомить с
новой геометрической
формой трапеция.

Игра «Кто на какой
планете живёт»
Игра « В магазине
игрушек»
Физкультминутка
«Пальчиковые игры»

К.В.Шевелев
«Готовимся
к школе»

3

Графический
диктант.
Сравнение групп
предметов.

Продолжать рисовать
узоры в клетках. Закрепить
понимание смысла
действий сложения и
вычитания. Учить
выполнять графический
диктант.

Игра «Что художник
нарисовал правильно?»
Игра «Расшифруй
название месяца»
Физкультминутка
«Самолеты»

К.В.Шевелев
«Готовимся
к школе»

4

Счёт до 13.Число 13. Учить решать примеры,
читать примеры разными
способами.

Игра «Лабиринт»
Игра «Поле чудес»
Физкультминутка
«Крот»

К.В.Шевелев
«Готовимся
к школе»

Январь
1

Ориентировка во
времени.
Параллелограмм.

Учить под диктовку
проводить линии вверх,
вниз, вправо,
влево по клеткам.
Познакомить с новой
геометрической формойПараллелограмм.

Игра «Что раньше, что
позже»
Игра «Части суток»
Физкультминутка
«Гусеницы»

К.В.Шевелев
«Готовимся
к школе»

2

Ориентировка во
времени. Сравнение
предметов по
признакам.

Учить сравнивать предметы Игра «Какие ошибки
по длине, размеру,
допустил художник?»
толщине, ширине, высоте. Игра «Какие предметы
Продолжать изучать
твердые, а какие
понятия: раньше, позже.
мягкие?»
Физкультминутка

К.В.Шевелев
«Готовимся
к школе»

15

«Рассчитайтесь по
порядку»
3

Ориентировка по
плану. Сравнение
предметов по
площади.

Учить детей работать по
плану. Учить отгадывать
шифр. Сравнивать по
площади.

Игра «Дни недели»
Игра «Отгадай слова»
Физкультминутка
«Медвежата»

К.В.Шевелев
«Готовимся
к школе»

4

Проверочная работа. Продолжать делать
Счёт до 14.
графическую работу
(рисовать линии, узоры,
фигуры). Учить решать
примеры. Вспомнить
геометрические фигуры.

Игра» лабиринт».
Физкультминутка
«Делимся на первый и
второй»

К.В.Шевелев
«Готовимся
к школе»

Февраль
1

Число 14.
Порядковый счёт

Продолжать решать
примеры, работать со
знаками больше, меньше,
равно. Учить определять
высоту.

2

Многоугольник. Счёт Учить дорисовать
до 15.
недостающие части
многоугольника, находить
углы. Учить значениям
больше и меньше столько
же.

3

Знаки больше,
Познакомить со знаками
«Игра « Времена года» К.В.Шевелев
меньше и равно (< > больше >, меньше< и равно Физкультминутка «Мяч «Готовимся
=)Число 15.Решение =. Закрепить знания о
–паре»
к школе»
задач.
чётных и нечётных числах Игра «Собери
недостающие части»

4

Знаки больше,
меньше и равно (< >
=)
Логические задачи.

Закрепить знаний о знаках
больше >, меньше< и равно
=. Проверить умения
сравнивать группы
предметов.

Игра «Музыкальные
К.В.Шевелев
инструменты »
«Готовимся
Игра «больше и меньше» к школе»
Физкультминутка «Звери
к нам играть пришли»
Игра «Что больше и
К.В.Шевелев
меньше»,
«Готовимся
Физкультминутка
к школе»
«Точки и ластик»
Игра «Расшифруй имена
котят»

Игра «Лабиринт
К.В.Шевелев
пожарной машины»
«Готовимся
Игра «Отправь письмо» к школе»
Физкультминутка «
Воробьи»

Март
1

Сравнение предметов Учить делить предметы по
по признакам.
признакам. Продолжать
Прямая линия. Точка. делить многоугольник на
части. Знакомить с
понятиями точка, прямая
линия.

Игра «Части тела»
Игра «Найди лишнее»
Физкультминутка
«Воробьи»

К.В.Шевелев
«Готовимся
к школе»

2

Счёт до 16. Число 16. Продолжать учить работать
в тетрадях. Учить писать
письма. Продолжать
решать примеры.

Игра «Найди ошибки
К.В.Шевелев
художника»
«Готовимся
Игра «Оформи конверт» к школе»
Физкультминутка
«Медвежата»
16

3

Решение задач.
Кривая, ломаная
линии.

Познакомить
С новыми понятиями
Кривая и ломаная линии.
Учить работать с часами.

Игра «Морской бой»
Физкультминутка
«Крот»

К.В.Шевелев
«Готовимся
к школе»

4

Ориентировка во
Учить решать числовые
Игра «Определи время» К.В.Шевелев
времени.
цепочки, сравнивать
«Оставь точки»
«Готовимся
Проверочная работа. предметы по силе, по вкусу, Физкультминутка
к школе»
скорости, яркости.
«Самолеты»
Апрель

1

Счёт до 17. Число 17. Учить решать задачи,
слышать и понимать их.
Повторить счёт от 0 до
17туда и обратно.
Продолжить работу по
клеткам.

Игра «Собери гирлянду» К.В.Шевелев
Игра «Хоккей»
«Готовимся
Физкультминутка
к школе»
«Гномики»

2

Логические задачи
Луч. Отрезок.

Продолжать учить
дорисовать недостающие
части предметов.
Знакомство с лучом и
отрезком.

Игры «Тир»,
«Какую принцессу
пригласил принц»
Физкультминутка
«Птички»

К.В.Шевелев
«Готовимся
к школе»

3

Сравнение групп
предметов. Угол.

Продолжить писать
графические диктанты,
учить определять углы.

«Кто с какой собакой
гуляет»
Игра «Найди части
пирамидки»
Физкультминутка
«Зайка»

К.В.Шевелев
«Готовимся
к школе»

4

Счёт до 18.Число 18. Познакомить с числом 18.
Закрепить представлений о
сложении и вычитании
предметов, учить
сравнивать группы
предметов

Игра «Древний человек» К.В.Шевелев
Игра «На лесной
«Готовимся
полянке»
к школе»
Физкультминутка
«Воробьи»

Май
1

Порядковый счёт.
Длина отрезка.

Продолжить писать
графические диктанты.
Учить работать линейкой.

Игра «Елочка»
«Числовая цепочка»
Физкультминутка
«Четвертый лишний»

2

Ориентировка в
пространстве.
Измерение длин
сторон фигур.

Продолжить
работу с линейкой.
Вспомнить, что такое луч,
кривая, прямая, угол.

Игра «Виды транспорта» К.В.Шевелев
Игра «Загадки»
«Готовимся
Физкультминутка
к школе»
«Самолеты»

3

Счёт до 19.Число 19. Учить порядковому счёту.
Учить правильно,
определять время.

4

Геометрические тела. Учить находить и рисовать «В какую воронку

Игра «Магический
квадрат»
«Что художник
нарисовал правильно»

К.В.Шевелев
«Готовимся
к школе»

К.В.Шевелев
«Готовимся
к школе»
К.В.Шевелев
17

Шар. Куб. Счёт 20.

шар и куб. Повторить
понятия раньше, позже,
близко, далеко. Предлоги:
на, под, над, в, между.

попадёт шар»
Игра «Найди 10
отличий»
Физкультминутка «
Птички»

«Готовимся
к школе»

1.4 Планируемые результаты
Для проверки результативности проводится диагностика два раза в год
(начальная и итоговая). Используются следующие методы: беседа, игра, игровые
ситуации.
К концу обучения дети могут различать:
-звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твѐрдые и мягкие согласные звуки
(мягкие, твѐрдые);
-звук, слог, слово;
-слово и предложение;
-ударение;
-правую и левую сторону;
-состав чисел первого десятка, состав чисел из двух меньших, цифры.
-понятия вчера, сегодня, завтра, называть месяцы года;
-называть: числа в прямом и обратном порядке, соотносить цифру и число
предметов, правильно пользоваться
количественными
и
порядковым
числительными, сравнивать числа в пределах 10 и дальше;
-для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
-геометрические фигуры, различать их;
-части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в
году, время года, дни недели;
- называть
и узнавать квадрат, круг, треугольник, прямоугольник,
цилиндр, конус, пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы,
сходные по форме;
сравнивать:
-предметы разные по величине;
-опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 20;
-группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их
двумя способами;
выражать:
- словами, какой предмет
больше,
длиннее, выше, шире, измерять длину
предметов с помощью условной мерки;
-местонахождение предмета по отношению к себе и другим, ориентироваться на
листе бумаги;
18

-словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой
бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
различать:
форму предметов, чертить геометрические фигуры;
части целого и целое по известным частям;
пользоваться:
-словами: больше - меньше, уже - шире, выше - ниже, часть меньше целого;
графическим
обозначением
звуков
(гласные –
красный квадрат,
твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый
квадрат);
-терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
делить целое на равные части;
-разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из этих
частей;
-различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные звуки;
-соотносить звук и букву;
-определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим
значком;
-проводить звуковой анализ слов;
-читать слова, слоги, предложения;
-выделять и выражать в речи признаки сходства и различия
отдельных предметови совокупностей;
-объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь
между частью и целым;
-считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться
порядковыми и количественными числительными;
-определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
-соотносить цифру с количеством предметов;
-измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать
предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины,
высоты;
-иметь умение писать буквы русского алфавита в клетке;
-понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»;
-определять место звука в слове в начале, в середине и в конце.
2. Организационно - педагогические условия
2.1. Условия реализации Программы:
19

Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в групповой комнате (просторное и освещенное
помещение), где находится (на группу из 24 человек) следующее:
инструменты и оборудование:
- иллюстрации букв, слоговые таблицы, настенная азбука, кубики с буквами,
дидактические пособия, счётные палочки, магнитная азбука, подбор картинок на
все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т.д.);
-наборы дидактических игр, игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов,
овощей и т. п.;
-дидактические игры с буквами, со словами, ребусы для детей, буквы из
разрезной азбуки, демонстрационная магнитная доска;
техника: телевизор, музыкальная колонка, USB-носитель
Кадровое обеспечение
Программу реализует воспитатель, имеющий высшее образование в области,
соответствующей профилю образовательной программы, без предъявления
требований к стажу работы.
Методические материалы
Дидактические материалы: записи музыкальных произведений для разминки;
развивающий материал USB-носителях.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их
самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается
темп развития специальных умений и навыков самостоятельности, умение
работать в коллективе.
При обучении используются основные методы организации и осуществления
учебно - познавательной работы, такие как: словесный, наглядный, игровой,
самостоятельная работа, творческая работа. Основные методы выполнения
упражнения: повторный, игровой. В большей степени используются методы
обеспечения наглядности (показ, демонстрация наглядного пособия), методы:
игровой.
Принципы, лежащие в основе Программы:
доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
способностям);
- наглядность (иллюстративность, показ педагогом);
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и обучающегося в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научность (обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы);
- «от простого к сложному»
20

В процессе обучения используются следующие педагогические
технологии:
- Здоровьесберегающая технология реализуется через систему мероприятий
по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывает условия образовательной
среды и деятельности. В программе это выражается через непосредственное
обучение учащихся приёмам здорового образа жизни, формирование навыков и
привычек здорового образа жизни, расширение представления о пользе занятий
физическими упражнениями, рациональной нагрузкой, активной двигательной
деятельностью.
- Групповая технология, как коллективная деятельность предполагает:
взаимообогащение учащихся в группе; организацию совместных действий,
активизирующих познавательные процессы; налаживание коммуникативных
каналов; обратную связь (рефлексию), которая помогает выявить отношение
участника к собственному действию и обеспечивает его коррекцию. Начинать
работу в парах, в мини-группах следует с установления доверия внутри общей
группы, взаимного интереса, расположенности друг к другу. Группа получает
определённое задание для решения конкретных задач. Учащиеся учатся понимать
и принимать общую цель, слышать друг друга, ощущать, что общий результат
зависит от усилий каждого. Для этого необходимо - формулировать своё мнение выяснить мнение партнёра - принять существование разных точек зрения настаивать на своём при помощи аргументов, - согласовывать мнения, исходя из
интересов дела, а не личной приязни. После выполнения группового задания
обязательно обсудить, что мешало, как учащиеся помогали друг другу, что
необходимо сделать для улучшения качества.
- Личностно-ориентированная технология. Содержание, методы и приёмы
технологии направлены на то, чтобы раскрыть и использовать опыт каждого
ученика, помочь становлению личности путём организации познавательной
деятельности. Принципиальным является добровольность каждого учащегося в
выборе программы и темпа её освоения. В программе используются следующие
характерные особенности технологии:
1. Обеспечение каждому учащемуся чувства психологической
защищённости, доверия.
2. Развитие индивидуальности учащегося за счёт динамического
проектирования (образовательный процесс перестраивается по мере выявления
логики развития конкретной личности).
3. Понимание позиции ребёнка, его точки зрения, неигнорирование его
чувств и эмоции, принятие личности.
- Игровые технологии используются как средство активизации деятельности
обучающихся. Благодаря интересу всех детей к играм вообще, они легче
втягиваются в обучение, вкладывая больше сил, а соответственно, получая и
больше физической пользы. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с
другом и получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются
межличностные связи, совершенствуется их способность к коммуникации.
- ИКТ - технологии (информационно-коммуникационные технологии)
используются как источник информации, для подготовки наглядного и
21

дидактического материалов занятий и мероприятий, для мобильной
коммуникации с учащимися и их родителями.
В случае ограничительных мер возможно применение дистанционных
образовательных технологий.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо
проводить мониторинг с учетом индивидуально-типологических особенностей
детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических
процессов,
физических
и
интеллектуальных
способностей,
найти
индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону
ближайшего развития.
Мониторинг проводится 2 раза в год – в начале и в конце года.
Вводный контроль - проводится в форме беседы и педагогического
наблюдения на первом занятии и предназначен для проверки уровня базовых
знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту учащегося, его личных
данных и коммуникабельности.
Текущий контроль - проводится в ходе каждого занятия с целью определения
усвоения знаний и умений по теме (педагогическое наблюдение в процессе
деятельности).
Итоговый контроль - проводится с целью определения уровня развития
личных способностей обучающихся.
Итоговая аттестация не предусмотрена.
Контрольно - измерительные материалы:
Уровень 1 Звуковой анализ слова
Педагогическое наблюдение в процессе деятельности
Группа ____________________________________________________
Фамилия, имя________________________________________________________
Показатели развития ребенка
«высокий» - выполняет задание правильно, умение
сформировано;
«средний» - выполняет задание с небольшими ошибками,
умение в стадии формирования;
«низкий» - выполняет задание неправильно, умение не
сформировано;
«0»- отказывается выполнять задание
Умение определять место звука в слове
Знает гласные и согласные звуки
Определяет твёрдые и мягкие согласные звуки
Вычленяет ударный слог

н

к

Уровень 2 Членение предложения на слова
Педагогическое наблюдение в процессе деятельности
Группа ____________________________________________________
22

Фамилия, имя________________________________________________________
Показатели развития ребенка
«высокий» - выполняет задание правильно, умение
сформировано;
«средний» - выполняет задание с небольшими ошибками,
умение в стадии формирования;
«низкий» - выполняет задание неправильно, умение не
сформировано;
«0»- отказывается выполнять задание
Умение определять место звука в слове
Знает гласные и согласные звуки
Определяет твёрдые и мягкие согласные звуки
Вычленяет ударный слог
Печатает все буквы русского алфавита
Умеет ориентироваться на листе бумаги

н

к

Уровень 3 Знакомство с буквами. Обучение чтению.
Педагогическое наблюдение в процессе деятельности
Группа ____________________________________________________
Фамилия, имя________________________________________________________
Показатели развития ребенка
«высокий» - выполняет задание правильно, умение
сформировано;
«средний» - выполняет задание с небольшими ошибками,
умение в стадии формирования;
«низкий» - выполняет задание неправильно, умение не
сформировано;
«0»- отказывается выполнять задание
Умение делить слова на слоги
Умение находить картинку с заданным звуком
Умение называть первый звук в слове (согласный)
Умение писать буквы (графическое печатное изображение)
Умение составлять предложение по картинке
Умение определять место звука в слове
Умеет сознательно читать

н

к

3. Список использованной литературы
1. К.В.Шевелев «Готовимся к школе» Рабочая тетрадь для детей 6-7лет.
Часть 3.4
2. Н.С. Жукова «Букварь»
23

3. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке»
4. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева « По дороге к азбуке»

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».