Практический материал «Домашняя игротека»
18.04.2025
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.
Но для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребенка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так как в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности. Через игру ребенок осваивает окружающий мир. Главная цель - заинтересовать ребенка такой деятельностью. И даже если у ребенка не с первого раза получается выполнить то или иное задание, он каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.
Но все дети разные, семьи разные, условия развития разные. Само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Важнее, как ребенок умеет ими пользоваться, применяя их.
От родителей требуется одно - запомнить, что ИГРА - это своеобразный ключ в их руках, ключ в организации воспитания и развития ребенка. Вашему вниманию представлено небольшое количество игр на развитие внимания и памяти.
Развивающие игры
«Внимание»
«Что изменилось»
Цель: развивать произвольное внимание.
На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
«Четвертый лишний»
Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.
Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?
А также вы можете дома заниматься с ребенком:
- раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:
- выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу:
- играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».
«Память»
«Картинки»
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
«Игра в слова»
Цель: развитие слуховой памяти.
Инструкция:
- Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….
Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
- мальчик устал
- девочка плачет
- папа читает
- мама готовит
- бабушка отдыхает
«Угадай, что я загадал?»
Цель: развивать образную память, речь.
Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:
- заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.
- «Добавь словечко»; «Слушай и рисуй»
- «Что изменилось?»; «Расставь точки»; «Нарисуй такой же предмет»
- «Отгадай на ощупь»; «Чудесный мешочек».
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что желаемый эффект не достигается после одного-двух занятий. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. Для таких занятий лучше использовать часы после отдыха детей. Главное, чтобы в этот момент ребенку самому хотелось заниматься, поэтому не навязывайте ему свои желания и не превращайте игру в скучный урок. Успехов!!!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.11.2025
Дата обновления: 17.11.2025
Дата публикации: 18.04.2025